Процесс порчи или болезни происходит тогда, когда форма, вырываясь на свободу от назначенной ей функции, побеждает жизнь, и низводит целое до инерции и мертвой материи. Порядок факторов творения в этом четвертом процессе - форма, жизнь, материя.
Самая очевидная причина болезни в человеческом организме состоит в недостаточности процесса разрушения. Мы видели, что в результате этого процесса образуются определенные инертные или отработанные материи, не пригодные к дальнейшему использованию, которые должны быть устранены из организма тем или иным образом. Но такие инертные материи могут и остаться в теле, где они превращаются в яды. В этом случае они дают начало совершенно новому процессу, который в жизни человечества проявляется как восстание или преступление.
Что может соответствовать преступлению в человеческом теле? Конечно, неправильное функционирование или бунт различных частей организма. А это неправильное функционирование, в свою очередь, порождается задержкой инертных материй в теле.
Начиная с самого нижнего уровня, можно видеть, как вместо того, чтобы отработанной материи пищи быть выведенной сразу, она задерживается в организме так долго, что кал начинает гнить внутри организма. Причиной этому обычно является некий активный яд из высшей функции - клеточные отбросы, которые вместо того, чтобы выходить вместе с потом, залегают в тканях и вызывают спазмы и напряжения мышц перистальтики.
Здесь мы имеем хороший пример того принципа, что термины активный, пассивный и нейтрализующий, или жизнь, материя и форма являются относительными. Поскольку в процессе болезни активным фактором почти всегда являются такие отработанные материи высшей функции, которые, будучи инертными на своем собственном уровне, тем не менее способны начать цепь болезней в нижних функциях. Именно поэтому процесс порчи, в отличие от процесса разрушения, является непрерывным, с автоматическим развитием каждой нижней ступени из высшей.
Приведенный пример, конечно, является просто техническим описанием запора. На следующем уровне нормальная моча, задержанная отработанной материей некой высшей функции, образует кристаллы мочевой кислоты, вызывающие ревматизм и подобные ему заболевания, а мочевая кислота - как мы видели в конце прошлой главы - является одним из ядов ноты ля в нашей таблице органических соединений. Таким же образом не выведенная из легких двуокись углерода образует в теле яды, которые ощущаются как головная боль, вялость тела, и тому подобное.
На уровне клеточной ткани мы видим, что правильная работа процесса разрушения, стимулируемая физическим трудом и упражнениями, ведет к выбросу отработанных продуктов посредством потовыделения. Общеизвестно, что потение и физические упражнения способствуют ослаблению физического напряжения, создают ощущение спокойствия и хорошего тонуса, ассоциируемые нами с правильной деятельностью околощидовидной железы, и точную координацию движений. С другой стороны, отутствие потовыделения, а значит устранения отработанных клеточных материй, приводит ко всем видам физических напряжений, препятствующих току крови и необходимой выработке тепла. Яд, образуемый процессом болезни на этой стадии, - это молочная кислота, откладывающаяся в мышцах в состоянии напряжения и вялости.
Переходя к следующей функции, мы берем некоторое количество речи и внешнего выражения как законное выделение умственной деятельности. Чтобы оставаться здоровым на этом уровне, каждый человек должен говорить и действовать так, как он думает. Он должен быть искренним. Патологически, однако, эти отработанные материи мысли остаются невыделенными, невыраженными, и ворочаются в его мозгу, порождая болезненное воображение, мании, навязчивые идеи и мечты, от которых он не может освободиться. Они представляют собой в буквальном смысле умственные яды, вполне определенного уровня плотности, которые, со временем возрастая в количестве, могут совершать страшные нападения на все физическое и моральное здоровье человека.
В симпатической нервной функции, где процесс устранения дает слезы, смех, пение или другие внешние психо-эмоциональные проявления, процесс болезни превратит эти отработанные материи в безосновательные страхи и раскаяния, негативные мечты, и так далее. Эти неправильные функции, ядовитые и на своем собственном уровне, можно узнать по тому неприятному и подозрительному оттенку, который они придают мыслям. Потому что именно таким путем яды высшей функции вторгаются как активная сила в функции ниже, заражая их.
Наконец, по отношению к половой и эмоциональной функции, где выделения представлены глубочайшими и тончайшими формами человеческих проявлений, удерживание этой материи в теле и ее патологическое разложение приведет к сексуальному воображению в самой лихорадочной форме, и к целому ряду болезненных эмоций насилия, страха, отчаяния и преступления. Что, однако, может служить активизирующим фактором на этой стадии, поскольку это должен быть яд, происходящий из функции более высокой, чем обычные человеческие? Стараясь ответить на этот вопрос, мы оказываемся лицом к лицу с дьяволом.
На фоне всего вышеизложенного эти процессы разрушения и преступления, или устранения и болезни, видятся в некотором смысле как альтернативные - один естественный и здоровый, другой ненормальный и дегенеративный.
Но если разрушение обычно ограничивает себя надлежащим устранением отработанных материалов пропорционально очищенным в процессе усвоения, то процесс порчи не испытывает такого ограничения. Мы отметили, как в этом процессе инертные материи на высшем уровне выступают как заразители или отравители инертных материй на нижнем уровне; и напротив, как инертные материи какого-то нижнего уровня служат пассивным материалом для инфицирования этими высшими. Насколько мы можем видеть из наблюдения, физические напряжения ведут к болезненным мыслям, ведущим к безосновательным страхам и предчувствиям, ведущим, в свою очередь, к насильственным и саморазрушительным эмоциям. И точно так же в обратном направлении. Процесс болезни имеет особое свойство "разрастания", или заражения всего сырого материала, как высшего, так и низшего, с которым он входит в соприкосновение, и который немедленно разлагает.
Он на самом деле имеет свойство развиваться в обратную сторону и, если его не обуздать, истреблять огромные запасы хорошего материала, которые представляют, может быть, результат очень долгой работы и накопления. Аналогию этому мы видим в молекулярном царстве, когда от одной ложки кислого молока сворачивается целый кувшин свежего, или когда, вследствие небрежного хранения, закисает, превращаясь в уксус, вино. А в клеточном мире мы видим почти неостановимое разрастание клеток рака за счет здоровой ткани.
Чтобы понять процесс порчи, мы должны понять идею яда в более широком смысле, чем мы привыкли. Существуют яды физические, яды интеллектуальные, яды эмоциональные. Существуют ядовитые лекарства, ядовитые насекомые и ядовитые люди. Можно страдать от отравленного пальца, отравленного ума или отравленного общества. И в каждом случае природа яда состоит в том, что он подрывает единство организма, отрезает часть от жизни целого и оставляет ее гнить беспомощно в одиночестве.
Теперь много говорят о бактериях как факторах болезни. Но почти все виды бактерий существуют повсюду. Здоровое тело, со своим собственным сильным магнитным полем, имеет естественный иммунитет к вредоносным микроорганизмам. Они не могут овладеть им, если его жизненность и единство не подорваны уже до этого внутренними ядами. Стоит только начаться порче, бактерии непременно помогают подточить и уничтожить весь больной организм, так же как черви помогают подточить и уничтожить труп. Они по природе своей являются теми подрывниками, функция которых состоит в том, чтобы как можно быстрее убирать с дороги ненадежные структуры. Истинно здоровое тело не в большей мере может подвергнуться их нападению, чем нападению личинок мух.
В мире людей этот процесс порчи проявляется как преступление. И его понимание представляет собой тест, по которому можно объективно оценивать различные социальные концепции преступления.
Настоящим преступлением будет то, в котором знание, умение, понимание или расчет (форма) использованы для того, чтобы разрушить высшие возможности (жизнь), оставляя жертву на более низком уровне, нежели раньше (материя). По этому критерию общество совершенно право, рассматривая убийство - в котором человек задумывает лишить другого человека жизни, оставляя лишь инертную материю его трупа, - как классическое преступление. Преднамеренное воровство, в результате которого жертва лишается товаров, сбережений или возможностей, также является преступлением. Но преступлением будет также и преднамеренная ложь, которая оставляет ситуацию искаженной, а других людей - до этого откровенных - наполняет злобой, подозрением, завистью или недоверием.
Часто возражают, что воровство заложено в природе нашего общества, и что если бы существовало изобилие свободно распространяемых товаров, то не было бы воровства. Этот аргумент упускает главную черту воровства, которое является попыткой получить что-то за ничего. Поскольку это универсальный закон, что ничего нельзя получить за ничего, что рано или поздно все должно быть оплачено тем или иным образом, то такая попытка всегда бывает за чей-то чужой счет. В этом смысле кража денег или товаров, плагиат идей, даже похищение душ - все имеет одну природу. Происходит ли оно на задней улице или в раю, 1воровс1тво не может быть оправдано.
С другой стороны мы видим, что отсутствие повиновения неким совершенно деспотическим ограничениям, или неимение какого -либо документа или обязательного для всех листка бумаги, когда никому от этого нет никакого вреда, ни в коем случае не может быть отнесено к космическому процессу преступления.
Таким образом, многое, что общество считает преступным, на самом деле вовсе не преступно, но лишь, в худшем случае, нежелательно или просто глупо. Тогда как с другой стороны многие вещи, которые общество само поддерживает и оправдывает, как "патриотизм", "лояльность", "свобода", "долг", "ответственность" и так далее, могут содержать очень сильную преступную тенденцию. К какому иному процессу, например, может принадлежать пропаганда, которая - искусно используя мастерство художника, опыт психолога, и технику ученого - стремится погрузить в сон или разрушить естественное живое суждение и заменить его единым стандартным отношением, временно выгодным одной политике, одному правительству или одному рекламодателю? В современном мире преднамеренное и часто официальное убийство собственного мнения и сознания представляет собой преступление на такой большой шкале, что оно становится невидимым, и люди даже не могут представить себе жизни в каких-то других условиях.
Этим способом может быть разрушена в тысячах и даже миллионах людей самая главная из всех возможностей - возможность сознательного развития. Такие люди, уже не имеющие собственного мнения, собственного сознания, собственной совести, или независимой индивидуальной реакции на обстоятельства и требования жизни, могут продолжать до конца своих дней быть полезными и послушными гражданами. Но их сущность умерла. Это ходячие мертвецы, зомби нашей современной цивилизации. И как любые другие трупы убитых, они являются продуктом процесса преступления, как их собственного, так и чужого.
Вместе с тем, существует, видимо, некое космическое требование, обязывающее крупномасштабную преступность заявлять о своих намерениях совершенно открыто в самом начале. Гитлер опубликовал "Mein Kampf" за много лет до того, как стал по-настоящему опасен. "Откровенная дипломатия - это то же самое, что деревянное железо или сухая вода", говорил Сталин в свои ранние дни. Король Дуврских Скал честно предупреждает Пер Гюнта - "Итак, сын мой, я должен сделать все что можно, чтобы избавить тебя от твоих собственно человеческих черт". "Я не творю зло," начинает благонамеренный дьявол Успенского, "я только коллекционирую его как любитель". 160.0
60. "Благонамеренный дьявол", короткий рассказ П.Д.Успенского, не опубликованный на английском.(Прим. автора)
Конечно, эти заявления могут быть выражены в такой обаятельной манере, что их истинное значение упускается, а позже они могут быть прикрыты искусной ложью, чтобы показать, что дьявол исправился. Но на самом деле лишь человеческий сон и только сон - нежелание видеть вещи такими, как они есть - делает людей глухими к ясным предупреждениям о порче перед тем, как начинается ее работа. Человек, который полностью пробудился, не будет так обманут и примет необходимые меры предосторожности.
Таким образом, если процесс разрушения отделяет инертное от живого, и тем самым сохраняет живое, то процесс порчи, напротив, низводит само живое до инерции и смерти.
Популярные темы на форумеd
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме