Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Но до настоящего времени все эти науки так и не сошлись в едином мнении и не дали единого, общепринятого определения того, что же такое личность.
В философии уже в конце античного периода появилось это понятие. Тогда оно обозначалось словом «персона» (от лат. persona – «маска, личина»). Этот термин возник как дополнение к понятию «индивид». Понятие индивида подразумевало природные, врожденные данные человека. Но ведь нельзя свести представление о человеке только к его биологическим свойствам. Человек – значительно более сложная система. Он, как минимум, является еще субъектом и объектом отношений с другими людьми, он обучается, он меняется в зависимости от социального окружения, ситуации развития и т. п. Все это было понятно уже древним философам, поэтому все качества, не относящиеся к природным, они называли персональными (в современном понимании – личностными).
Наиболее близким психологии являются понятия о личности в философии и социологии. В современной философии личность рассматривается прежде всего в этическом аспекте. Она трактуется философами как некий центр, являющийся единством содержания внутреннего мира человека с совокупностью его действий, направленных на другие личности.
В социологии личность рассматривается как субъект общественных отношений, как единица, составляющая основу социума. Данный подход близок социальной психологии. Общая же психология рассматривает личность значительно шире, не только как субъект и объект социальных действий. Совокупность различных аспектов, рассматриваемых общей психологией, позволяет говорить о личности как о субъекте преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Таким образом, если все-таки попробовать составить единое представление, то понятие личности подразумевает конкретного человека, являющегося носителем сознания, общественное существо, субъект активного отражения и преобразования мира и одновременно объект, сам преобразующийся под воздействием окружающего мира.
Психология сформировалась позднее философии, социологии и других наук, составивших какое-либо мнение о понятии личности. Поэтому она до определенной степени приняла представления о личности, сложившиеся в этих науках. Однако, обладая собственной спецификой подхода к предмету, психология дает и собственное определение.
В наиболее широком смысле психология представляет личность человека как целостность, взаимопроникающую совокупность биогенных, психогенных и социогенных факторов. В дальнейшем психология еще более дифференцировала значение этих факторов в развитии человека, и были выделены понятия «индивид», собственно «личность» (и как частный аспект личности – субъект деятельности), «индивидуальность» (более подробно эти понятия будут рассмотрены в следующей лекции).
Личность имеет динамическую функциональную структуру. В эту структуру входит очень большое количество элементов, называемых чертами личности. Для удобства исследования личности психологи выделили ряд подструктур. Это условное деление, поскольку в действительности все эти подструктуры являются взаимопроникающими и взаимообусловливающими. Однако их все же можно считать относительно самостоятельными образованиями. Традиционно выделяют четыре подструктуры.
Первая подструктура более всего близка к понятию индивида. Она включает в себя темперамент, возрастные и половые различия, т. е. различия преимущественно биологического характера. Эта подструктура личности является объектом изучения в основном психофизиологии (области междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии) и дифференциальной психологии. Черты личности, входящие в эту подструктуру, значительно больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека. Поэтому данную подструктуру можно назвать биологически обусловленной. Биологическая основа личности представляет собой нервную систему, эндокринную систему, метаболические процессы, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Что касается общей психологии, то в ее поле зрения из данной подструктуры попадает прежде всего темперамент. Это совокупность особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны его поведения, общения, деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – на других людей, обстоятельства жизни, конкретную ситуацию и т. п. Темперамент, будучи свойством врожденным, является основой формирования такой индивидуальной черты, как характер.
Еще с древних времен существовали попытки выделить типы темперамента по различным признакам: преобладание в человеке той или иной стихии, той или иной жидкости (гуморальная теория), зависимость от физического строения тела (теория Кречмера). В современной психологии преобладает подход, основанный на теории И. П. Павлова о влиянии нервной системы на динамические особенности поведения человека. Согласно этому учению ЦНС характеризуется тремя свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, темперамент в современном понимании – это такие свойства человека, которые обладают следующими признаками:
1) обусловливают особенности динамики протекания отдельных психических процессов;
2) регулируют динамику психической деятельности в целом;
3) определяются общим типом нервной системы;
4) носят относительно устойчивый и постоянный характер. В настоящее время принято выделять четыре основных типа темперамента:
1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
2) сильный, уравновешенный, малоподвижный – флегматик;
3) сильный, неуравновешенный – холерик;
4) слабый, неуравновешенный – меланхолик.
Сангвиники – люди энергичные, оживленные, общительные, эмоционально лабильные, легко адаптирующиеся в новой ситуации, легко переключающиеся с одного вида деятельности на другой.
Флегматики невозмутимы, неторопливы, упорны в работе, прилежны к делу. Их трудно вывести из себя. Они с трудом переключаются на другую деятельность. В то же время к смене ситуации относятся спокойно, адаптируются легко.
Холерики – неуравновешенные, импульсивные, склонны к резким скачкам настроения по малейшему поводу, бывают вспыльчивы, агрессивны, плохо владеют своими эмоциями. В то же время могут быть очень инициативны, решительны. Как правило, бывают максималистами.
Меланхолики – люди чувствительные, легко ранимые, склонные к пониженному эмоциональному фону, подавленному настроению, глубоким переживаниям. Часто бывают робки, мнительны, неуверенны в себе. Сложно приспосабливаются к новым обстоятельствам.
Такова характеристика четырех типов темперамента. Однако деление это весьма условно. В чистом виде данные типы темперамента встречаются редко. Тесты, определяющие тип темперамента, обычно показывают процентное соотношение всех четырех типов, что позволяет выявить преобладание какого-либо из них. Если у человека отсутствует явно преобладающий тип (более 50 %), то это означает, что его нервная система имеет способность адаптироваться к текущей ситуации развития, и его темперамент, соответственно, может меняться в зависимости от обстоятельств.
Ни в коем случае не следует считать, что темпераменты бывают «хорошие» или «плохие». Каждому темпераменту присущ набор определенных характерных черт, одни из которых более удачны, другие – менее. Если человек задается целью успешно сформироваться как личность, он должен знать свои сильные и слабые стороны. Ему надо не бороться со своим темпераментом, а стремиться развивать удачные черты и сглаживать те качества темперамента, которые мешают ему оптимально адаптироваться к жизни, общению, деятельности.
Итак, некоторые плюсы и минусы перечисленных темпераментов. Сангвиникам свойственны оптимистичность, склонность видеть в основном привлекательные стороны жизни, легкая приспособляемость к изменениям внешних условий, подвижность, коммуникабельность, активность, высокая работоспособность. К их минусам можно отнести то, что эти люди не очень глубоки в восприятии и анализе человеческого поведения, а кроме того, быстро становятся скучными и вялыми при отсутствии внешних впечатлений. Сангвиники легко сходится с новыми людьми, поэтому имеют обширный круг знакомств, но при этом, как правило, не отличаются постоянством в общении и привязанностях.
Основными плюсами флегматических натур являются спокойствие, медлительность, уравновешенность, терпение, выдержка, склонность к постоянным привязанностям. Слабые же их стороны – это консервативность, инертность (иногда откровенная лень), невысокая эмоциональность.
Для холериков характерны такие положительные черты, как большая жизненная энергия, высокая эмоциональность, порывистость. Есть и свойства, которые им надо стараться сдерживать: это повышенная возбудимость, недостаток самообладания, склонность быстро увлекаться каким-то делом и так же быстро охладевать к нему.
Меланхоликам присущи высокая способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, тонкому пониманию эмоций другого человека, как радостных, так и печальных), богатый внутренний мир и тонкая интуиция. Но их жизнь могут осложнять такие качества, как робость, тревожность, неуверенность в себе, пассивность, недоверие к людям.
Вторая подструктура представляет собой совокупность особенностей отдельных психических процессов или психических функций как форм отражения. Обычно ее и называют подструктурой форм отражения. Это система биосоциальная – социальное в ней уже присутствует, но биологических факторов больше. К ней относятся индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
Третья подструктура личности может быть коротко названа подструктурой опыта. Ее составляет жизненный и профессиональный опыт личности, т. е. общая культура человека и его профессиональная подготовленность. Данная подструктура является уже социально-биологической системой, т. е. социального в ней больше, чем биологического. В нее входят навыки и умения, знания, привычки.
Навыками называют автоматизированные составляющие сознательной деятельности. Они дают возможность действовать автоматически, но при этом целенаправленно и под контролем сознания. Навыки приобретаются путем длительных упражнений. Они могут быть двигательными, сенсорными, умственными и волевыми. По степени усвоения навыки делятся на сформировавшиеся или нет, простые и сложные, продолжительные и непродолжительные, разрозненные и комплексные, стандартные и гибкие. Навыки могут как приобретаться, так и утрачиваться – в том случае, если они длительное время не применялись. Например, если гитарист несколько лет не брал в руки гитару, то его пальцы «разучатся» сами находить нужные лады и брать аккорды. Это называется деавтоматизацией навыка.
Знания – система понятий, усвоенных человеком в ходе личного опыта. Они формируются на основе условных рефлексов и представляют собой систему временных связей, в образовании которой ведущее значение имеет аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. В приобретении знаний ведущую роль играет активное функционирование процессов мышления и памяти. Знания оцениваются не только и не столько по количественным характеристикам (объему, эрудированности), сколько по качественным параметрам: широте, глубине, последовательности приобретения и прочности усвоения. К системе знаний предъявляются также требования гибкости и открытости новой информации (умению включить новые знания в уже существующую систему). Именно два этих качества позволяют развиваться творческому мышлению, препятствуя развитию шаблонов. Прочность усвоения знаний зависит от интереса к ним, а также от объема и качества преподавания знаний.
Умения – способность человека, основываясь на имеющихся навыках и знаниях, качественно и продуктивно осуществлять профессиональную или иную деятельность в меняющихся условиях (например, для программиста это возможность заниматься своей работой на технике нового поколения, использовать обновленные версии языков программирования и т. п.). Формирование умений проходит ряд этапов, первым из которых является этап «проб и ошибок», а завершающим, наивысшим – этап высокого уровня мастерства в данном виде деятельности с уверенным, целенаправленным и творческим использованием развитых и мотивированных умений.
Привычки – действия, выполнение которых при определенных условиях становится для человека необходимостью, превращается в устойчивую потребность. К сожалению, привычки бывают не только полезными, но и неуместными, вредными и даже угрожающими здоровью и безопасности самого человека или окружающих его людей.
Четвертая подструктура представляет собой объединение таких черт личности, как направленность, отношения личности и ее моральные качества. Данная подструктура формируется в процессе воспитания. Таким образом, ее можно считать социально обусловленной. Большинство ведущих психологов выделяют в данной подструктуре главным образом направленность и считают ее ведущим компонентом структуры личности в целом, ее системообразующим качеством. Под направленностью понимают систему устойчивых мотивов, доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, самооценки, идеалов, мировоззрения, т. е. свойств, определяющих поведение личности в изменяющихся внешних обстоятельствах.
Направленность оказывает влияние не только на остальные компоненты структуры личности (например, на те черты темперамента, которые человек хотел бы изменить), но и на ряд других свойств человека. Сюда входят психические состояния – возможность преодоления негативных состояний с помощью преобладающей позитивной мотивации. Также возможно воздействие на познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы. Например, если у человека высокая мотивация в отношении развития процессов мышления, то это повлияет на его познавательную сферу не меньше, чем врожденные способности.
В направленности личности наиболее полно проявляется идеология общества в целом и тех общностей (семьи, школы, вуза), представителем которых является человек. Проявляется направленность в различных сферах деятельности человека, поэтому можно говорить о специфике разных видов направленности, например познавательной и профессиональной (как правило, у людей в большей степени проявляются либо гуманитарные, либо технические склонности), этической, политической и даже семейной (человек «для семьи» или «для друзей»). Направленность обладает рядом основных характеристик: интенсивностью, уровнем зрелости, действенностью, широтой, устойчивостью.
Различия между людьми существуют на каждой из четырех описанных подструктур. Это различие в темпераменте, характере, в протекании психических процессов, в способностях, умениях, убеждениях, интересах, уровне развития самосознания.
Надо также отметить, что между подструктурами личности существуют прямые и обратные связи. Так, например, целеустремленность, уровень духовного развития влияют на приобретение жизненного и профессионального опыта, и наоборот – личный опыт оказывает воздействие на развитие человека, его ценностную систему, мотивацию. Также темперамент оказывает влияние на формирование и сохранение системы знаний и умений, они же, в свою очередь, создают условия для коррекции свойств темперамента в направлении благоприятствования дальнейшего пополнения и улучшении качества этой системы. Таким образом, личность является целостной структурой, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи.
Человек представляет собой сложный сплав биологических, психологических, социальных и духовных качеств. Для того, чтобы изучение человека было адекватно его природе, психология разделяет понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
«Человек» в психологии – понятие, обозначающее самые элементарные качества, это существо, относящееся к биологическому виду «Homo sapiens» и, следовательно, имеющее способность к развитию сознания, высших психических функций, членораздельной речи. Но человек не может развиваться вне человеческого общества – у него не сформируются ни речь, ни система понятий, ни способности. Сказка о Маугли – только сказка. В действительности известны случаи, когда находили детей, выросших в лесу, без общения с людьми. Такие дети не могли овладеть разговорной речью, их память, мышление тоже не были развиты, и они были нежизнеспособны.
В связи с этим в психологии различают понятия «человек» и «индивид». Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая наследственность. Они формируются при жизни человека, при его взаимодействии с другими людьми. Однако врожденно человек получает ту или иную предрасположенность, тип нервной системы, задатки способностей и т. п. Вот эти биологические факторы и объединяются в понятие «индивид». Итак, индивид – это человек в совокупности своих врожденных свойств, на основе которых будет происходить его дальнейшее развитие.
Понятие «личность» было введено психологами, чтобы обозначить социальную сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Индивид становится личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия с другими людьми. Процесс становления личности называют социализацией. Она имеет ряд стадий.
1. Начальная стадия социализации называется стадией адаптации. Она длится от рождения до подросткового возраста. Характеризуется тем, что ребенок приспосабливается к социальной среде, подражает старшим, но воспринимает социальный опыт еще не избирательно и не критично.
2. Вторая стадия – стадия индивидуализации. У молодого человека формируется собственное отношение к общественным нормам поведения. Социальный опыт принимается избирательно и критично. Возникает потребность проявить собственные индивидуальные черты, способности, быть отличным от других. Данная стадия длится примерно до 22–25 лет. Именно в этот период формируются основные черты личности, являющиеся устойчивыми на протяжении всей жизни.
3. Далее следует стадия интеграции. Она характеризуется желанием человека найти свое место в обществе, получить желаемый социальный статус. Интеграция – процесс, обратный индивидуализации. В данный период человек, как правило, хочет, чтобы у него «все было как у людей». Разумеется, бывают исключения. Это лишь общая тенденция.
4. Трудовая стадия социализации пересекается со стадией интеграции и охватывает весь период трудовой деятельности человека, когда он уже не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет своего воздействия на среду путем собственной деятельности. Это стадия зрелого возраста.
5. Завершающей является послетрудовая стадия социализации. Это период пожилого возраста, когда человек уже не занят активной трудовой деятельностью. На данной стадии люди достигают вершины развития мудрости и накопления опыта и поэтому вносят значительный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Понятие «индивидуальность» характеризует человека в аспекте его отличий от других людей. Как не бывает одинаковых отпечатков пальцев, так же и не бывает двух людей, обладающих идентичными качествами. Даже близнецы, имеющие одинаковые задатки и воспитывающиеся в одной социальной среде, обладают различными индивидуальными чертами. К индивидуальным чертам относят особенности характера, способности, направленность личности, мотивацию и т. п. Это в основном то, что относится к четвертой подструктуре личности, рассмотренной в предыдущей лекции.
Из индивидуальных особенностей следует подробнее остановиться на способностях и чертах характера.
Способности, равно как и характер, являются определенным сочетанием различных личностных качеств. Но, в отличие от характера, способности проявляются в каком-либо одном виде деятельности (как правило, творческой), а характер обусловливает все поведение человека и все виды его деятельности. Существуют различные классификации способностей. Их принято делить на элементарные и сложные, а также на общие и частные.
К элементарным частным способностям можно отнести, например, музыкальный слух, моторную память (это способность развита у танцоров, гимнастов, фигуристов), способность к эмпатии. Их называют частными, поскольку они не могут быть в равной степени присущи разным людям. Элементарными же они называются, поскольку определяют успешность какого-либо одного, определенного вида деятельности.
Сложные частные способности – это способности профессионального характера. Они также обеспечивают успешность в каком-либо одном виде деятельности, но являются комплексными. Например, художник должен обладать развитым чувством цвета, перспективы, тонкой моторикой, художественным вкусом. Все вместе это можно назвать способностью к художественному творчеству.
В отличие от этого, сложные общие способности предполагают вероятность успеха не в каком-то конкретном виде деятельности, а скорее в целой сфере или направлении (например, способность к лидерству, способность к игре, способность к творчеству, к эстетической деятельности и т. п.).
Ну а общие элементарные способности – базис всех трех вышеописанных видов. Они включают в себя особенности восприятия, мышления, интеллекта, памяти, моторики.
Физиологической основой способностей являются задатки – врожденные морфологические и функциональные особенности мозга.
Согласно другой распространенной классификации выделяют следующие виды способностей.
1. Природные способности (базирующиеся на врожденных качествах индивида – задатках).
2. Специфические человеческие способности (основаны на освоении культурно-исторического опыта и направлены на адаптацию и развитие человека в социуме). Они, в свою очередь, делятся на следующие виды:
1) теоретические и практические (в зависимости от рода деятельности, в котором они применяются);
2) учебные (необходимые для процесса усвоения знаний);
3) творческие (применяемые в процессе создания предметов материальной и духовной культуры, открытий, изобретений);
4) коммуникативные (позволяющие активно взаимодействовать с окружающими людьми);
5) предметно-деятельностные (позволяющие человеку осуществлять предметную деятельность в сфере науки, техники, овладения информацией и взаимодействия с природой).
Высшую степень способностей личности к определенной деятельности называют талантом. Высшую степень творческих проявлений личности называют гениальностью. Человека, способного ко многим видам деятельности, называют одаренным.
Теперь рассмотрим еще одну важную составляющую часть личности – характер. В современной психологии этим понятием обозначают устойчивую совокупность личностных черт, которая обусловливает поведение и характер деятельности человека. Характер является основой личности, ее стержнем. Черты характера образуют психический склад личности. Можно считать, что какая-либо черта присуща характеру человека, если ее можно проследить в различных видах деятельности.
В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к предметам и явлениям окружающего мира и т. д. Исходя из данного определения и черты характера можно классифицировать по перечисленным признакам, т. е. по отношению к работе (трудолюбие, инициативность или напротив, инертность, лень), по отношению к людям (доброжелательность, тактичность, чуткость или грубость, черствость), по отношению к себе (альтруизм, самокритичность, скромность или эгоизм, распущенность), по отношению к вещам (аккуратность, педантизм, безалаберность) и т. п.
Типология характеров имеет немало классификаций. Охватить все их не позволяет объем лекции. Поэтому остановимся на одной из популярных типологий. Германский психолог К. Леонгард предложил типологию, названную им акцентуациями личности (или характера). Акцентуация может иметь различную степень выраженности. В средней степени это норма, обладающая определенными особенностями. В высшей степени выраженности акцентуация граничит с патологией личности и называется пограничным состоянием.
Ниже приведены основные типы акцентуаций.
1. Гипертимный тип – в первую очередь характеризуется необычайной коммуникабельностью, активностью, выразительностью жестов и мимики. Такие люди обычно пребывают в приподнятом настроении и требуют этого от окружающих. Им сложно понять, что кто-то предпочитает пребывать в уединении. Положительными чертами гипертимиков являются инициативность, оптимизм, постоянная энергичность. Они отличаются жаждой деятельности, поисками новых решений поставленных задач, творческим подходом к работе. Эти черты помогают им в карьерном росте, в творческих достижениях. Гипертимики обычно бывают заводилами в компании, но их отношения с людьми часто бывают поверхностны. Кроме того, они не очень разборчивы в том, с кем следует общаться, а с кем нет. Поэтому часто примыкают к антисоциальным группам – только для того, чтобы находиться в центре внимания, чтобы было с кем поговорить, блеснуть темпераментом, остроумием и т. п. Порой им свойственна переоценка собственных личных достоинств. При неблагоприятной ситуации развития гипертимный характер может выказывать легкомысленность, раздражительность, нетерпимость к строгой дисциплине и вынужденному уединению.
2. Возбудимый тип характеризуется импульсивностью поступков. Основными являются черты характера, вырабатывающиеся в связи с недостаточной степенью самоконтроля и управляемости у данной личности. Это связано с малоразвитой волевой сферой личности. Людям с возбудимым типом характера свойственно следовать на поводу у своих эмоций, а не прислушиваться к доводам разума. При этом такие люди склонны к сильным эмоциям, часто даже к аффектам. Они нетерпимы к окружающим, малейшее противоречие вызывает сильнейшее раздражение и гнев, которые они даже не пытаются сдерживать. Развивается подобный характер, как правило, при жестком воздействии с раннего возраста агрессивной среды на холерический темперамент. Это, пожалуй, единственный тип характера, в котором сложно найти положительные черты. При особенно неблагоприятных обстоятельствах такие люди становятся уголовниками, нацистами и т. п. В более мягких формах это просто домашние тираны.
3. Эмотивный тип. Отличительная черта этого характера – повышенная эмоциональная чувствительность. Реакция таких люей как на печальные, так и на радостные события или впечатления очень сильна. Но это не реакция восторга или эйфории, как у экзальтированных людей, и не депрессивная реакция людей с дистимным характером. Это более тонкие эмоции – растроганность, умиление, грусть. Про них говорят: «Слезы близко к глазам» – они могут расплакаться и от красивой лирической сцены в фильме, и при виде стайки голодных воробьев зимой. Положительными чертами таких людей являются мягкосердечность, способность к искреннему сочувствию. Они сильно привязаны к друзьям и близким и очень огорчаются, если их привязанность не ценят. Но, как правило, никого не упрекают. В работе могут весьма преуспеть, если она им интересна. Но лидерами обычно не становятся. В неблагоприятных обстоятельствах, при воздействии частых стрессов могут проявлять склонность к суициду.
4. Педантичный тип. На уровне пограничного состояния личности педантическому типу соответствует синдром навязчивости. Это состояние, когда человека преследуют какие-либо навязчивые идеи, мысли, действия (например, он боится числа 5, потому что слово «смерть» состоит из пяти букв). Педантичный тип характера противоположен демонстративному в том аспекте, что у этих людей очень слабо развит механизм вытеснения. Они не умеют избавляться от неприятных мыслей и переживаний. Переживания довлеют над ними и влияют на поведенческие реакции. Положительной стороной педантичного характера является то, что такие люди очень ответственны, дисциплинированны, скрупулезны в работе. Семейная жизнь у них складывается удачно, только если оба супруга обладают в той или иной степени чертами педантичного типа. Сложность же для педантов представляет принятие решения, даже самого незначительного. И это вовсе не от нерешительности, а оттого, что люди педантичные всегда пытаются найти наилучший вариант решения, будь то серьезная научная проблема или вопрос о выборе обоев в гостиную. Им чужда известная мудрость: «Лучшее враг хорошего», они в ущерб эффективности будут неоправданно долго затягивать процесс перебора вариантов. Спасение людей педантичного характера – развитое чувство юмора, это поможет посмотреть им на себя со стороны, глазами других людей. Но если оно полностью отсутствует, то педантизм может принять болезненные формы и перейти в невроз навязчивых состояний.
5. Тревожный тип. Этот тип характера ярко проявляется еще в детстве. Детей с повышенной тревожностью преследуют всячекие страхи, причем их страх может достигать очень сильной степени, когда ребенок не может справиться с ним сам. Если родители такого ребенка этого не понимают, высмеивают его или просто игнорируют, это способствует закреплению черт тревожного характера. Если же они с пониманием относятся к его проблемам, стараются дать рациональное объяснение тому, чего боится ребенок, то с годами черты тревожного характера могут сгладиться и во взрослом возрасте человек уже не будет нуждаться в посторонней помощи, чтобы справиться со своими страхами. Например, ребенок может панически бояться грома и молнии. Родителям нужно во время грозы пытаться отвлечь его любимыми играми, а потом спокойно объяснить (на доступном пониманию ребенка языке), что такое гроза. При благоприятном развитии во взрослом возрасте негативное чувство тревожности может трансформироваться в чувство ответственности и заботы о близких. В противном же случае окончательно сформируется тревожный тип характера. Он может проявляться по-разному: человек может быть робок и застенчив, не уметь отстаивать свое мнение, паниковать из-за любых проблем, даже надуманных, испытывать приступы немотивировнной тревоги или страха, возможно развитие всякого рода фобий (социофобии, клаустрофобии, агорафобии и т. п.).
6. Циклотимный тип. К нему относятся люди с высокой эмоциональной подвижностью. Их настроение меняется по принципу маятника – от ярко положительного (тогда они могут вести себя как гипертимики) до крайне отрицательного (в этом случае они проявляют себя как обладатели дистимного типа характера). Их душевные подъемы и спады совсем не обязательно обусловлены внешними факторами. Очередную «отмашку маятника» могут вызвать приятные или неприятные мысли, сновидения и т. п. Однако это явление, как и все в психологии человека, не фатально. Оно может быть уравновешено другими личностными чертами. Например, достаточно развитая волевая сфера позволяет контролировать эмоциональные всплески.
7. Демонстративный тип. Отличительной особенностью людей такого типа характера является очень сильно развитый механизм вытеснения. Это защита для людей артистичного склада и тонкой душевной организации. Неприятные мысли и переживания они прячут глубоко в подсознание. Вместе с тем они способны придумывать собственную реальность, принимать желаемое за действительное, создавать иллюзию воспоминаний и верить, что они правдивы. Люди с демонстративным характером могут быть очень обаятельными, приятными в общении, иногда эксцентричными. Они всегда немного актерствуют, играют на публику. Они не станут рыдать, если их никто не видит и некому их утешать. Часто люди такого типа бывают талантливыми профессиональными актерами. Но при неблагоприятном развитии личности они становятся обузой для близких, поскольку могут быть очень эгоистичными, требовать неоправданно многого, не отвечая взаимными чувствами или обязательствами.
8. Застревающий тип. Основной характеристикой данного типа характера является повышенная устойчивость эмоций и переживаний. Обычно после того, как эмоция человека бывает отыграна, она больше не возвращается к нему, какой бы сильной она ни была. Можно вспоминать факты, вызвавшие эту эмоцию, свои действия, реакцию окружающих людей, но это уже не эмоциональная память, это только воссоздание образа ситуации. У большинства людей эмоциональная память очень недолгая. У людей же с так называемым застревающим типом характера эмоции сохраняются в долговременной памяти наряду с фактами. Но это не основное. Главное то, что они вновь и вновь стремятся возвратиться к воспоминанию переживаний, будь они позитивными или негативными. Достаточно им вспомнить ситуацию, породившую ту или иную эмоцию, как они вновь оказываются во власти этой эмоции, независимо от того, что с ними происходит в действительности. Поэтому они часто неадекватно реагируют на внешние раздражители. Находясь во власти яркой положительной эмоции, такие люди могут игнорировать сигналы опасности, будучи захваченными сильной отрицательной эмоцией – незаслуженно обижать доброжелательно настроенных людей, мучаться подозрительностью и т. п. В своем болезненном проявлении застревающий характер может выражаться в параноидальном синдроме (мания величия, мания преследования).
9. Дистимный тип. Дистимная акцентуация характера (при более явном проявлении – субдепрессивная) является антиподом гипертимной. Людям с таким характером присущи замкнутость, немногословие, склонность к пессимизму. Положительными их чертами являются неконфликтность, терпимость к окружающим, серьезное и добросовестное отношение к работе, дисциплинированность, преданность по отношению к близким людям. Но их проблема заключается в постоянно пониженном эмоциональном фоне, склонности видеть все в мрачных тонах, драматизировать даже самые незначительные проблемные ситуации. При неблагоприятной ситуации развития они могут впадать в состояние депрессии, быть пассивными, инертными, терять интерес к жизни.
10. Экзальтированный тип. Люди с таким типом характера очень бурно реагируют на любые события жизни. Всякая их эмоция находится на грани аффекта. Их эмоции могут относиться к близким, к малознакомым людям, к животным, к растениям, к произведениям искусства, к религии и т. п. Самый незначительный повод может вызывать у них бурю восторга или отчаяния. Часто они склонны создавать себе кумиров. В религии это фанатичная, неосмысленная вера, без понимания сути, основанная только на эмоциях. В любви это ураган страстей, требующий в ответ не меньшего эмоционального накала. Это люди, живущие только чувствами и только сильными чувствами, не признающие ничего другого. Они по-своему прекрасны, но людям другого склада с ними сложно. Любимой работе они отдаются неистово. Но это должна быть работа творческая, которая могла бы питать их эмоции. Рутина не для них. Но не только положительные эмоции так сильны. Страх, отчаяние, горе они могут переживать настолько сильно, что это грозит как нервными, так и соматическими заболеваниями.
Личность
#2
One

Отправлено 30 Май 2012 - 18:14
Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. В качестве высокоорганизованного животного человеку присуща определенная телесная организация — прямохождение, развитие рук как средства дознания и преобразования мира, высокоразвитый мозг.
Человек, с другой стороны, общественное существо. Это самый важный его признак, так как общественная жизнь и общественные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую, телесную организацию.
В психологии, кроме понятия «человек», употребляется более узкое понятие «личность». Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны.
При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости — маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.
В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность» употребляют еще и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуальностью и называют личность данного человека, личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.
Отметим три важнейшие психологические характеристики личности.
Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости Психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
Во-вторых, единство личности как тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей. Смелость приобретает совершенно различное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с высокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомнения. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по частям»; нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внимания, отвлекаясь от других черт личности. Формируется, воспитывается всегда личность в целом.
В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, па изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
Психология изучает ту сторону личности, которая выражается в ее духовном облике, в ее поступках и поведении.
Личность — очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить три основные стороны, или, как говорят психологи, три блока. Первый блок — направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются Мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. Второй блок — это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). Третий блок — стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.
Общественная природа личности и ее формирование
Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.
Какова же роль биологического и социального факторов в формировании личности? Иначе говоря, каково соотношение, взаимозависимость и взаимосвязь в развитии личности человека природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и социального, приобретенного — с другой, какова роль внутренних и внешних факторов (наследственности и среды)?
Когда мы ставим вопрос о природе личности, о происхождении индивидуально-психологических различий — особенностей темперамента, характера, способностей, интересов, то мы имеем в виду вопрос о том, являются ли эти особенности природным, прирожденным образованием или они складываются, формируются и развиваются под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека, личности, под влиянием обучения и воспитания.
Буржуазная психология исходит из представления о том, что психика человека биологически обусловлена. С этой точки зрения все особенности личности предопределены природой, являются врожденными, и психическое развитие представляет собой процесс «созревания», «вызревания» этих наследственно предопределенных свойств. В последнее время в связи с успехами микробиологии в деле раскрытия генного механизма наследственности физических свойств человека сторонники этой точки зрения стали говорить о том, что и свойства личности, характер, способности «запрограммированы» так же, как, скажем, цвет глаз, и соответствующая наследственная информация содержится в генах в особой «закодированной» форме.
Правильное решение вопроса о природе личности строится на основе марксистско-ленинского учения. Каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими членами общества. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность. Во-первых, это означает, что человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. Во-вторых, отметим, что, согласно определению К. Маркса, сущность человека есть совокупность общественных отношений. А это означает, что психические особенности личности определяются тем местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, в которые он включен и как член общества, и как член определенного класса, и как член той или иной социальной группы, и, наконец, как член определенных конкретных коллективов. Положение, место человека в обществе, или, говоря словами К. Маркса, его общественное бытие, и формирует особенности его личности. Поэтому сущность личности по своей природе социальна; источники развития всех ее психических свойств, ее творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Этот опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого и складываются психические особенности личности: ее моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности.
До сих пор мы рассматривали человека как общественное, социальное существо. Но ведь, помимо этого, он все-таки и природное существо. Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание его биологическую сущность? Нет; его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами...» . Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и человеческая нервная система, чтобы на этой основе стало возможным формирование психических особенностей человека.
Природные особенности человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Ни одна психическая особенность личности не может быть врожденной. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления личности — продукт общественного бытия человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее Человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 г. были найдены две девочки, живущие в волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6—7 лет, прожила более 10 лет. В последние годы печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.
Нервная система обладает врожденными органическими предпосылками для познания окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни, в процессе обучения и воспитания формируется соответствующая способность человека.
Как уже отмечалось, общественный строй существенным образом влияет на личность. Духовный облик человека — типичного представителя классового общества, основанного на угнетении человека человеком, существенно отличается от облика человека — члена социалистического общества.
При капитализме общество распадается на эксплуататоров и эксплуатируемых: в результате складываются уродливые отношения между людьми. На одном полюсе — изнурительный труд, безжалостная эксплуатация, на другом — богатство и пресыщение жизнью.
В капиталистическом обществе отношения между людьми строятся на основе частной собственности, на корыстном расчете. Исходя из принципов «человек человеку волк», «мое дело — сторона», проповедуя законы джунглей, культивируя расовую и национальную вражду, капитализм разрушает у людей элементарное представление о человеческой морали. Капитализм создает тупик, в котором невозможно свободное развитие личности и выход из которого дает только социалистическое переустройство общества.
Все возможности для полноценного и всестороннего развития личности создаются только при социализме и коммунизме. Навсегда покончив с классовыми противоречиями, социалистическое общество создало совершенно иную, качественно новую основу для развития нравственных сил личности. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений, — указывал В. И. Ленин, — творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Конституция СССР, принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г., законодательно закрепляет великие достижения нашей страны за прошедшие 60 лет. В Основном Законе СССР отмечается, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество, при котором все полнее раскрываются созидательные силы народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Укрепилось социально-политическое и идейное единство советского общества. На основе сближения всех классов и социальных слоев, равенства всех наций и народностей сложилась новая историческая общность людей — советский народ.
Советское социалистическое государство стало общенародным, главной задачей которого является создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические. Среди главных задач социалистического государства в Конституции указывается и задача воспитания человека коммунистического общества.
По мере постепенного перехода к коммунизму расширяются возможности физического и духовного расцвета каждого человека, всех членов общества. Формирование нового человека происходит в процессе общественного обучения и воспитания, активного участия в строительстве коммунизма, под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций. Совместный труд членов общества, развитие коммунистических отношений, товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к формированию людей в духе коммунизма.
Новый общественный строй формирует новую личность, человека всесторонне развитого, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Нельзя забывать, однако о том, что остатки идеологии и морали старого общества вместе с его традициями и предрассудками еще сохраняются в виде отдельных пережитков прошлого в сознании некоторых людей. Само общество ведет с этими пережитками успешную борьбу.
И наконец, последнее. В нашем обществе исчезает то неравенство между людьми, которое было связано с существованием классов, но индивидуальные различия между людьми в потребностях, интересах, способностях, характере остаются. Социализм не означает выравнивания личностей по некоторому стандартному образцу. Напротив, открываются безграничные просторы для развития каждой личности, для ее полного расцвета.
XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза уделил большое внимание вопросам коммунистического воспитания советского народа и особенно молодого поколения — будущего нашей страны. В Отчетном докладе ЦК КПСС XV съезду была подчеркнута необходимость дальнейшего повышения уровня и эффективности нашей воспитательной работы, в частности в связи с расширением и усложнением идеологической борьбы между силами социализма и капитализма. Были сформулированы положения о том, что важнейшей задачей коммунистического воспитания является формирование у советских людей активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, что воспитание внутренней потребности трудиться на общее благо является условием формирования всесторонне, гармонично развитой личности. В этой связи Л. И. Брежнев выдвинул идею комплексного воспитания советских людей на основе единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Советские педагоги и психологи в настоящее время разрабатывают конкретную систему воспитания, реализующую эту задачу.
Человек, с другой стороны, общественное существо. Это самый важный его признак, так как общественная жизнь и общественные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую, телесную организацию.
В психологии, кроме понятия «человек», употребляется более узкое понятие «личность». Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны.
При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости — маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.
В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность» употребляют еще и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуальностью и называют личность данного человека, личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.
Отметим три важнейшие психологические характеристики личности.
Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости Психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
Во-вторых, единство личности как тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей. Смелость приобретает совершенно различное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с высокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомнения. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по частям»; нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внимания, отвлекаясь от других черт личности. Формируется, воспитывается всегда личность в целом.
В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, па изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
Психология изучает ту сторону личности, которая выражается в ее духовном облике, в ее поступках и поведении.
Личность — очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить три основные стороны, или, как говорят психологи, три блока. Первый блок — направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются Мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. Второй блок — это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). Третий блок — стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.
Общественная природа личности и ее формирование
Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.
Какова же роль биологического и социального факторов в формировании личности? Иначе говоря, каково соотношение, взаимозависимость и взаимосвязь в развитии личности человека природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и социального, приобретенного — с другой, какова роль внутренних и внешних факторов (наследственности и среды)?
Когда мы ставим вопрос о природе личности, о происхождении индивидуально-психологических различий — особенностей темперамента, характера, способностей, интересов, то мы имеем в виду вопрос о том, являются ли эти особенности природным, прирожденным образованием или они складываются, формируются и развиваются под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека, личности, под влиянием обучения и воспитания.
Буржуазная психология исходит из представления о том, что психика человека биологически обусловлена. С этой точки зрения все особенности личности предопределены природой, являются врожденными, и психическое развитие представляет собой процесс «созревания», «вызревания» этих наследственно предопределенных свойств. В последнее время в связи с успехами микробиологии в деле раскрытия генного механизма наследственности физических свойств человека сторонники этой точки зрения стали говорить о том, что и свойства личности, характер, способности «запрограммированы» так же, как, скажем, цвет глаз, и соответствующая наследственная информация содержится в генах в особой «закодированной» форме.
Правильное решение вопроса о природе личности строится на основе марксистско-ленинского учения. Каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими членами общества. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность. Во-первых, это означает, что человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. Во-вторых, отметим, что, согласно определению К. Маркса, сущность человека есть совокупность общественных отношений. А это означает, что психические особенности личности определяются тем местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, в которые он включен и как член общества, и как член определенного класса, и как член той или иной социальной группы, и, наконец, как член определенных конкретных коллективов. Положение, место человека в обществе, или, говоря словами К. Маркса, его общественное бытие, и формирует особенности его личности. Поэтому сущность личности по своей природе социальна; источники развития всех ее психических свойств, ее творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Этот опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого и складываются психические особенности личности: ее моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности.
До сих пор мы рассматривали человека как общественное, социальное существо. Но ведь, помимо этого, он все-таки и природное существо. Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание его биологическую сущность? Нет; его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами...» . Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и человеческая нервная система, чтобы на этой основе стало возможным формирование психических особенностей человека.
Природные особенности человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Ни одна психическая особенность личности не может быть врожденной. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления личности — продукт общественного бытия человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее Человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 г. были найдены две девочки, живущие в волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6—7 лет, прожила более 10 лет. В последние годы печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.
Нервная система обладает врожденными органическими предпосылками для познания окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни, в процессе обучения и воспитания формируется соответствующая способность человека.
Как уже отмечалось, общественный строй существенным образом влияет на личность. Духовный облик человека — типичного представителя классового общества, основанного на угнетении человека человеком, существенно отличается от облика человека — члена социалистического общества.
При капитализме общество распадается на эксплуататоров и эксплуатируемых: в результате складываются уродливые отношения между людьми. На одном полюсе — изнурительный труд, безжалостная эксплуатация, на другом — богатство и пресыщение жизнью.
В капиталистическом обществе отношения между людьми строятся на основе частной собственности, на корыстном расчете. Исходя из принципов «человек человеку волк», «мое дело — сторона», проповедуя законы джунглей, культивируя расовую и национальную вражду, капитализм разрушает у людей элементарное представление о человеческой морали. Капитализм создает тупик, в котором невозможно свободное развитие личности и выход из которого дает только социалистическое переустройство общества.
Все возможности для полноценного и всестороннего развития личности создаются только при социализме и коммунизме. Навсегда покончив с классовыми противоречиями, социалистическое общество создало совершенно иную, качественно новую основу для развития нравственных сил личности. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений, — указывал В. И. Ленин, — творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Конституция СССР, принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г., законодательно закрепляет великие достижения нашей страны за прошедшие 60 лет. В Основном Законе СССР отмечается, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество, при котором все полнее раскрываются созидательные силы народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Укрепилось социально-политическое и идейное единство советского общества. На основе сближения всех классов и социальных слоев, равенства всех наций и народностей сложилась новая историческая общность людей — советский народ.
Советское социалистическое государство стало общенародным, главной задачей которого является создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические. Среди главных задач социалистического государства в Конституции указывается и задача воспитания человека коммунистического общества.
По мере постепенного перехода к коммунизму расширяются возможности физического и духовного расцвета каждого человека, всех членов общества. Формирование нового человека происходит в процессе общественного обучения и воспитания, активного участия в строительстве коммунизма, под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций. Совместный труд членов общества, развитие коммунистических отношений, товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к формированию людей в духе коммунизма.
Новый общественный строй формирует новую личность, человека всесторонне развитого, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Нельзя забывать, однако о том, что остатки идеологии и морали старого общества вместе с его традициями и предрассудками еще сохраняются в виде отдельных пережитков прошлого в сознании некоторых людей. Само общество ведет с этими пережитками успешную борьбу.
И наконец, последнее. В нашем обществе исчезает то неравенство между людьми, которое было связано с существованием классов, но индивидуальные различия между людьми в потребностях, интересах, способностях, характере остаются. Социализм не означает выравнивания личностей по некоторому стандартному образцу. Напротив, открываются безграничные просторы для развития каждой личности, для ее полного расцвета.
XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза уделил большое внимание вопросам коммунистического воспитания советского народа и особенно молодого поколения — будущего нашей страны. В Отчетном докладе ЦК КПСС XV съезду была подчеркнута необходимость дальнейшего повышения уровня и эффективности нашей воспитательной работы, в частности в связи с расширением и усложнением идеологической борьбы между силами социализма и капитализма. Были сформулированы положения о том, что важнейшей задачей коммунистического воспитания является формирование у советских людей активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, что воспитание внутренней потребности трудиться на общее благо является условием формирования всесторонне, гармонично развитой личности. В этой связи Л. И. Брежнев выдвинул идею комплексного воспитания советских людей на основе единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Советские педагоги и психологи в настоящее время разрабатывают конкретную систему воспитания, реализующую эту задачу.
#3
Vladimir1981

Отправлено 27 Март 2013 - 13:30
На мой взгляд личность это смысловая структура психики человека. То что личность общественна по своей природе...так вся психика человека общественна.
Любое психическое событие преломлено через общественные отношения. Потому что человек изначально социальное существо. Развиваясь вне социума человек не очеловечивается. Откуда же берутся эти смысловые структуры? Только во взаимодействии с миром (и в частности с обществом).Причем в таком взаимодействии где человек как минимум является субъектом отношений. То есть к нему относятся как к субъекту общества. Смысл это основная единица измерения личности.
Любое психическое событие преломлено через общественные отношения. Потому что человек изначально социальное существо. Развиваясь вне социума человек не очеловечивается. Откуда же берутся эти смысловые структуры? Только во взаимодействии с миром (и в частности с обществом).Причем в таком взаимодействии где человек как минимум является субъектом отношений. То есть к нему относятся как к субъекту общества. Смысл это основная единица измерения личности.
#4
Vladimir1981

Отправлено 30 Март 2013 - 14:34
Штука вся в том,что личность это социально-психологическое образование. Каждый может поставить мысленный эксперимент. Например задать себе вопрос: что он делал последние десять лет и насколько эта часть его жизни зависела от социума. Результат будет у всех одинаков - на 100% зависела. Вы либо боролись с обществом,либо шли у него на поводу. Некоторые жили в гармонии с обществом. Вы так или иначе относились к обществу,группам,конкретным людям (психологическая компонента),но жили по правилам общества (или что реже - вопреки этим правилам). Личность это человек, занимающий определенное место в социуме и действующий в соответствии с этим местом. Все его психические функции подчинены этой социальной деятельности или можно сказать подчинены личности. Личность у каждого разная соответсвенно и психические функции (в пределах разумного) у каждого разные. Итог: личность определяет деятельность,психические функции существуют только в деятельности и определяются ею.
Поделиться темой:
Страница 1 из 1
Популярные темы на форумеd
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме