Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные – человеческие чувства, желания, воспоминания и т. д. Каждый человек наделен психической жизнью.
Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения – сознанием. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.
Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своем представлении себя, собственное «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.
Психическое отражение не зеркально и не пассивно – это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, в связи с чем необходимо отметить и такое его свойство, как объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Важной особенностью психического отражения является, наконец, его опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.
Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована еще И.М. Сеченовым, отмечавшим, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений.
Психика представляет собой сложную систему, ее элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется собственной структурой, динамикой функционирования, определенной организацией.
Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства
Многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчлененности психики как ее фундаментальном свойстве. Все многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.
Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.
1. Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщенным процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.
2. Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.
3. Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.
Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т. д.), мотивационно-волевые (уверенность и т. д.) и эмоциональные (счастье и т. д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.
Психические свойства – это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.
Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».
Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания
Фундаментальной характеристикой человеческого бытия является его осознанность. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого существования. Проблема содержания, механизмов и структуры человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. Это связано, в частности, с тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, причем круг таких наук все более и более расширяется. Исследованием сознания занимаются философы, антропологи, социологи, психологи, педагоги, физиологи и другие представители естественных и гуманитарных наук, каждая из которых изучает определенные явления сознания. Эти явления достаточно далеки друг от друга и не соотносятся с сознанием как с целым.
В философии проблема сознания освещается в связи с соотношением идеального и материального (сознание и бытие), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с позиции отражения (отражение объективного мира). В более узком значении сознание понимается как человеческое отражение бытия, воплощаемое в социально выраженных формах идеального. Появление сознания связывается в философской науке с возникновением труда и воздействием на природу в ходе коллективной трудовой деятельности, породившим осознание свойств и закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, сформировавшемся в процессе общения. В труде и реальном общении видится также основа для возникновения самосознания – осознания собственного отношения к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в системе социальных отношений. Специфика человеческого отражения бытия определяется прежде всего тем, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.
В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.
Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.
Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.
Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.
Чувственная ткань образа, значения и смысл находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга, образуют единую ткань сознания личности.
Другой аспект психологического анализа категории сознания в психологии близок к тому, как понимают сознание в естественных науках: физиологии, психофизиологии, медицине. Этот путь изучения сознания представлен исследованиями состояний сознания и их изменений. Состояния сознания рассматриваются как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс психического отражения окружающего мира и деятельность. Традиционно в западной психологии выделяют два состояния сознания: сон и бодрствование.
К числу основных законов психической деятельности человека относится циклическое чередование сна и бодрствования. Потребность в сне зависит от возраста. Общая продолжительность сна новорожденного – 20–23 ч в сутки, от шести месяцев до одного года – около 18 ч, в возрасте от двух до четырех лет – около 16 ч, в возрасте от четырех до восьми лет – около 12 ч. В среднем человеческий организм функционирует следующим образом: 16 ч – бодрствование, 8 ч – сон. Однако экспериментальные исследования ритмов человеческой жизни показали, что такое соотношение между состояниями сна и бодрствования не является обязательным и универсальным. В США были проведены опыты по изменению ритма: цикл в 24 ч был заменен на цикл в 21, 28 и 48 ч. По 48-часовому циклу испытуемые жили во время длительных пребываний в пещере. На каждые 36 ч бодрствования у них приходилось по 12 ч сна, а значит, в каждые обычные, «земные» сутки они экономили два часа бодрствования. Многие из них вполне приспособились к новому ритму и сохранили работоспособность.
Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. В результате 60-80-часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, теряется способность к сосредоточению внимания, могут возникнуть различные нарушения моторики, возможны галлюцинации, иногда наблюдается потеря памяти и сбивчивость речи. Ранее считалось, что сон – это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстановить силы. Современные представления о функциях сна доказывают: это не просто восстановительный период, а главное – это вовсе не однородное состояние. Новое понимание сна стало возможным с началом применения психофизиологических методов анализа: записи биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), регистрации мышечного тонуса и движений глаз. Было обнаружено, что сон состоит из пяти фаз, сменяющихся каждые полтора часа, и включает в себя два качественно различных состояния – медленный и быстрый сон, – которые отличаются друг от друга по типам электрической активности мозга, вегетативным показателям, тонусу мышц, движениям глаз.
Медленный сон имеет четыре стадии:
1) дремота – на этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования – альфа-ритмы, они сменяются низкоамплитудными колебаниями; могут возникать сноподобные галлюцинации;
2) поверхностный сон – появляются веретена сна (веретенообразный ритм – 14–18 колебаний в секунду); при появлении первых веретен сознание отключается;
3) и 4) дельта-сон – появляются высокоамплитудные, медленные колебания ЭЭГ. Дельта-сон подразделяется на две стадии: на 3-й стадии волны занимают 30–40 % всей ЭЭГ, на 4-й – более 50 %. Это глубокий сон: мышечный тонус снижен, движения глаз отсутствуют, ритм дыхания и пульс становятся реже, температура понижается. Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (сокращает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.
Быстрый сон характеризуется ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Подобное сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет второе название этой стадии сна – парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов чередуются паузами), эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. Именно стадия быстрого сна сопровождается сновидениями, и если человека разбудить в этот период, то он довольно связанно расскажет, что ему приснилось.
Сны как психологическую реальность ввел в психологию З. Фрейд (см. 2.2). Он рассматривал сны как яркое выражение бессознательного. В понимании современных ученых во сне продолжается переработка информации, полученной в течение дня. Причем центральное место в структуре сновидений играет подпороговая информация, на которую в течение дня не было обращено должного внимания, или информация, не ставшая достоянием сознательной обработки. Таким образом, сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивает необходимую психологическую защиту.
Состояние бодрствования также неоднородно: в течение дня уровень активации постоянно меняется в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. Можно выделить напряженное бодрствование, моменты которого соответствуют периодам самой интенсивной умственной и физической деятельности, нормальное бодрствование и расслабленное бодрствование. Напряженное и нормальное бодрствования называют экстравертированными состояниями сознания, так как именно в этих состояниях человек способен на полноценное и эффективное взаимодействие с окружающим миром и другими людьми. Эффективность выполняемой деятельности и продуктивность решения жизненных задач в большой мере определяются уровнем бодрствования и активации. Поведение тем эффективнее, чем ближе уровень бодрствования к некоторому оптимуму: он не должен быть слишком низким и слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к деятельности невысока и он может вскоре заснуть, при высокой активации человек взволнован и напряжен, что может привести к дезорганизации деятельности.
Кроме сна и бодрствования в психологии выделяют ряд состояний, которые называются измененными состояниями сознания. К ним относятся, например, медитация и гипноз. Медитацией является особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Практика введения в такое состояние известна на Востоке в течение многих столетий. В основе всех видов медитации лежит сосредоточение внимания с тем, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания и заставить мозг ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. После сеанса медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышаются психическая активность и общий жизненный тонус.
Гипноз представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии (внушения), включая и самовнушение. В гипнозе выявляется нечто общее с медитацией и сном: подобно им, гипноз достигается уменьшением притока сигналов к мозгу. Однако эти состояния не следует отождествлять. Существенными компонентами гипноза являются внушение и внушаемость. Между гипнотизируемым и гипнотизирующим устанавливается рапорт – единственная связь с окружающим миром, которая сохраняется у человека в состоянии гипнотического транса.
С древних времен люди использовали специальные вещества с целью изменения состояния своего сознания. Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными, или психотропными. К одному из классов таких веществ относятся наркотики, приводящие человека в состояние «невесомости», эйфории и создающие ощущение пребывания вне времени и пространства. Большинство наркотических веществ производят из растений, прежде всего мака, из которого получают опиум. Собственно наркотиками в узком смысле называются именно опиаты – производные опиума: морфин, героин и др. К наркотикам человек быстро привыкает, у него формируется физическая и психическая зависимость.
Другой класс психотропных веществ составляют стимуляторы, возбуждающие средства. К малым возбуждающим средствам относятся чай, кофе и никотин – многие люди используют их, чтобы взбодриться. Более сильными возбуждающими средствами являются амфетамины – они вызывают прилив сил, в том числе и творческих, возбуждение, эйфорию, уверенность в себе, ощущение безграничности своих возможностей. Последействием употребления этих веществ могут быть появление психотической симптоматики, галлюцинаций, паранойи, упадок сил. Нейродепрессанты, барбитураты и транквилизаторы уменьшают беспокойство, успокаивают, снижают эмоциональное напряжение, некоторые действуют как снотворные средства. Галлюциногены и психоделики (ЛСД, марихуана, гашиш) искажают восприятие времени, пространства, вызывают галлюцинации, эйфорию, изменяют мышление, расширяют сознание. Содержание, структура и состояния человеческого сознания весьма многообразны. Они вызывают острый интерес и имеют несомненную практическую значимость, однако изучены крайне мало. Сознание до сих пор остается самой большой загадкой человечества.
Психика
#2
One
Отправлено 30 Май 2012 - 17:38
Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда в жизни не воспринимали, например тропический лес или давно вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не существует,— сказочный персонаж или фантастическую машину.
Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое собственное отношение к предметам или явлениям этого мира. Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружающее, а переживает при этом определенные чувства: одни из предметов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к другим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение, недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и возмущение, самоотверженный поступок — восхищение.
Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.
Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой — спортом; один прояв¬ляет способности в области математики» а другой в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Все это — восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера — явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произошло из слияния двух греческих слов - «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе».
Под «душой» изначально понималось (да и теперь еще понимается идеалистами, религиозными людьми) некое бессмертное и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент смерти покидает его. Считалось, что описанные выше психические явления и есть свойства, проявления этой «души». Старое название науки сохранилось до сих пор, слово «душа» также сохранилось в нашем языке, но совсем в ином смысле: под «душевными явлениями» понимаются психические явления, а слово «душа» означает психику человека как продукт деятельности его мозга.
Психология — наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древне греческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно, научная психология начала складываться и того позже — на рубеже XIX и XX вв.
Проявления психики человека очень многообразны. И все они существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характера простой суммы, совокупности отдельных психических проявлений, а представляет собой единую, целостную психическую деятельность. Например, в реальной умственной деятельности младшего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие, память и мышление, что их трудно отделить.
Вот вы сейчас читаете эти страницы учебника. Вы воспринимаете текст посредством зрительных ощущений. Воспринимая текст, вы его стараетесь понять, осмыслить и запомнить, для этого приходится сосредоточить на нем свое внимание, припомнить некоторые уже известные вам определения и факты. Работает и ваше воображение — необходимо кое-что представить себе наглядно. Воспринимаемый материал вызывает у вас какое-то отношение к нему, которое переживается в виде определенных чувств. Для преодоления трудностей понимания вы проявляете волевые усилия. Быстрота, темп, успех вашей умственной деятельности зависят от некоторых особенностей вашей личности, таких, как активность, трудолюбие, ответственность. Однако при этом психика человека не представляет собой такого абсолютно слитного единства, при котором стиралось бы значение отдельных ее проявлений. В этом единстве отдельные стороны, проявления психики качественно своеобразны и могут быть выделены для их анализа.
Возникла потребность как-то упорядочить, классифицировать их. Знакомство с психикой человека в этой книге и будет происходить соответственно общепринятой классификации. Предварительно же отметим, что психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущений и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека — активность, возбудимость и т. д., характер).
Помимо психических процессов и психических свойств личности, выделяют еще и психические состояния. Психические состояния — это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течение этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, активности, пассивности и т. д.).
Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).
Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую Среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения постав ленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.
Таким образом, психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Психологию можно рассматривать как науку и как учебный предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и научное объяснение психических явлений. Ведь психические явления, как и все другие явления действительности, подчиняются определенным законам, хотя при поверхностном взгляде может показаться, что психика отличается неустойчивостью, неопреде¬ленностью и всецело зависит от «свободной воли» человека. Психология преследует цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями, в частности для оптимальной организации деятельности человека, для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого поколения.
Психология как учебный предмет в педагогических учебных заведениях имеет целью познакомить будущих учителей и воспитателей с основными положениями научной психологии, с тем, чтобы психологически обоснован» важнейшие положения педагогики и методики обучения и воспитания, научить будущих педагогов разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей различного возраста и на этой основе организовывать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить поведением и деятельностью детей. Соответственно этому будущие учителя и воспитатели получают знания по общей я педагогической психологии, сведения о возрастных психических особенностях детей, изучают психологию учителя.
Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития, но тесно связанных между собой. Наиболее важные из них: общая психология, изучающая общие закономерности психической деятельности взрослого человека; возрастная психология, исследующая особенности развития психики на различных возрастных этапах, психические особенности детей и школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психологии называется детской психологией); педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психология обучения) и воспитания (психология воспитания) молодого поколения; социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов, взаимоотношения людей в них; психология труда, рассматривающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности (один из ее видов — инженерная психология — изучает труд человека в условиях современного механизированного и автоматизированного производства); космическая психология — новая отрасль психологии, изучающая психику людей в условиях космического поле та; военная психология, имеющая дело с особенностями психической деятельности военнослужащих, поведения человека в условиях боя, военной обстановки; психология спорта, исследующая законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и воспитания спортсменов; патопсихология, исследующая болезненные расстройства психики; зоопсихология, изучающая психику животных.
Материалистическое понимание психики
Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?
Еще на заре своего существования, когда человек в процессе исторического развития приобрел способность достаточно отчетливо осознавать окружающий мир и самого себя, внимание его начали привлекать такие загадочные, непонятные явления, как смерть, кратковременная потеря сознания, сон. Люди спрашивали себя: чем живое отличается от неживого, что происходит с чело веком, когда он умирает, да еще при отсутствии видимых повреждений тела? Исходя из своего жизненного опыта, человек уже отдавал себе отчет в том, что, помимо окружающего его вещественного мира (природа, животные и растения, различные предметы, другие люди), существуют еще особые явления (образы различных предметов и людей, воспоминания о пережитом, сновидения, чувства: страх, гнев, радость), причем эти явления невещественные — они не обладают характеристиками физических тел и не могут заменить собой реальных предметов (представлением о куске мяса не насытишься, как реальным куском, воспоминанием о костре не согреешься).
Не будучи в состоянии правильно понять и объяснить эти явления, еще в глубокой древности люди пришли к выводу, что указанные явления существуют независимо от реального мира. Так возникло представление о духе или душе как бесплотном, бестелесном, бессмертном существе, которое в момент рождения каким-то таинственным образом вселяется в тело человека (свое временное обиталище), а в момент смерти покидает тело и продолжает существовать вне его. Именно душа, считали в древности, ощущает, мыслит, помнит, воображает, переживает. Любопытно, что первоначальные попытки найти конкретное обиталище души в теле человека никак не были связаны с мозгом,— ее «помещали» в сердце, зрачке, крови. И это тоже понятно — видимые отличия мертвого человека от живого связаны с тем, что у человека перестает биться сердце, зрачки тускнеют и становятся неподвижными, вытекает кровь (в случае смертельного ранения).
Из подобных наивных, примитивных домыслов постепенно развилось глубоко ошибочное, антинаучное философское течение — идеализм. Согласно идеалистическим представлениям духовное начало (бог, Дух, идея) существует вечно, независима от материи и первично по отношению к ней, к вещественному миру: материя, окружающая нас природа появилась якобы позже, ее сотворил бог, дух.
Идеалистическая психология отрицает прямую зависимость психики от организма, нервной системы человека, психические явления считает проявлением его души.
В глубокой древности возникло и другое прямо противоположное философское течение — материализм, в основе которого лежало правильное представление о том, что вещественный мир существует вечно, что первична материя, а психика вторична, является порождением материи. Примитивные на уровне науки того времени, но правильные в своей основе взгляды древнегреческих философов-материалистов развились в логически стройную науку — материализм.
Борьба между материалистическим и идеалистическим пони¬манием и объяснением психических явлений происходила и про¬исходит на протяжении всей истории развития психологии. Если возникновение идеалистических представлений объясняется примитивным уровнем мышления людей, низким уровнем их знаний, то развитие этих представлений и сохранение их до на¬ших дней есть проявление классовой борьбы, стремление эксплуа¬таторских классов сохранить и укрепить свои позиции. Идеалистическая психология активно служила и служит реакционным силам, стараясь «научно» обосновать необходимость веры в бога — творца мира, помогая одурманивать сознание трудящихся масс религиозными предрассудками о бессмертии и спасении души. Этим самым эксплуататорские классы с помощью религии отвле¬кают рабочих и крестьян от классовой борьбы за лучшее будущее, обещая им в качестве награды за их страдания и угнетение здесь, на земле, вечное блаженство и райскую жизнь в загробном мире. Все это показывает классовую сущность идеалистической психологии, которая выражает мировоззрение, политические взгляды и интересы враждебных нам классов.
Идеалистическая психология совершенно несостоятельна с научной точки зрения. Она пытается доказать то, чего нет,— существование какой-то души, не связанной с материей. Но не¬лепо доказывать независимость психических процессов от деятель¬ности мозга, нервной системы. Невозможны мысль без мозга, разум человека, оторванный от человека. Поэтому идеалисти¬ческая психология как необоснованная, ложная в научном отно¬шении и реакционная в политическом отношении нами полностью отвергается. Она постепенно теряет свои позиции. Многие зарубежные психологи в последнее время все больше и больше отходят от идеалистических позиций и постепенно приближаются к материалистическому пониманию психики.
Правильное и подлинно научное решение вопроса о происхождении психики, о взаимоотношении психических явлений с материальными дает марксистско-ленинская философия диалек¬тического материализма. Диалектическим материализм называется потому, что в основе его лежит учение о непрерывном, закономерном изменении и развитии материального мира, переходе его из одного качественного состояния в другое.
Диалектический материализм учит, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся, изменяющейся, развивающейся мате¬рии. Психика является результатом длительного развития мате¬рии. Далеко не всякая материя обладает психикой. Лишь на определенной стадии развития появилась материя ощущающая, мыслящая. В истории развития мира было время, когда психики, и тем более сознания, не было. Неорганическая природа, растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствует способность восприятия, мышления, переживания.
Психическая жизнь возникла на самой высокой ступени раз¬вития материального мира — на стадии появления живых существ: животных и человека.
Подлинно научное учение о происхождении и сущности пси¬хики развивается на основе ленинской теории отражения. Соглас¬но этой теории психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир. Необходимо детально разоб¬раться в этой формуле. «Особым образом организованная материя» — это высокоорганизованная живая материя, а именно специальный орган психики — нервная система и ее высший отдел — головной мозг, сформировавшиеся в ходе эволюции животных. Психика есть свойство живого мозга, продукт его работы (точнее, особых физиологических процессов, протекающих и мозгу). Но психика не просто свойство, а, как указывал В. И. Ленин, «особое свойство». В чем же особенность этого свойства?
Во-первых, это свойство не является материальным, хотя оно реально, т. е. действительно существует. Что это значит? Сам мозг, как и всякое материальное тело, обладает рядом физико-химических свойств: размерами, формой, объемом, весом, плотностью, определенным строением, химическим составам и т. д. Обладает мозг и физиологическими свойствами (может находиться в различных физиологических состояниях — возбуждения и торможения, порождать биотоки и т. д.), которые также имеют материальную природу. Психика же потому и считается особым свойством, что она не обладает подобными характеристиками. Она не характеризуется ни плотностью, ни протяженностью, не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ее нельзя измерить, взве¬сить, осязать, подвергнуть химическому анализу. Словом, психи¬ка — порождение, продукт материи, но не материальный продукт.
Возникает вопрос: а как же возможно познать психику, если она не поддается непосредственному наблюдению? Такое познание возможно только через анализ деятельности, поведения человека. Если мы не наблюдаем за деятельностью, поведением человека, мы никогда не узнаем, смел он или труслив, настойчив или без¬волен, каковы особенности его памяти, внимания, каковы его способности.
Диалектико-материалистическое понимание психики как свой¬ства, продукта материи необходимо отличать от взглядов вуль¬гарных (от слова «вульгаризация» — грубое, чрезмерное упроще¬ние, искажающее опошляющее сущность какого-либо учения) материалистов-механицистов XIX в., которые не видели и не понимали качественных различий между материальными (химическими, биологическими, физиологическими) и психическими явлениями природы. С их точки зрения, все эти явления представляют собой механическое движение материальных частиц в пространстве. Представители вульгарного материализма утверждали, например, что мысль так же выделяется мозгом, как желчь выделяется печенью. Желчь является материальным веществом, таким же материальным веществом они считали и мысль, психику.
Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи. Признание зависимости психики от мозга не означает сведения психики и сознания к материальным и физиологическим процессам деятельности мозга. «Что и мысль и материя,— указывал В. И. Ленин, — «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» .
Следовательно, психику нельзя отрывать от материи, как это делают идеалисты, но ее нельзя также и отождествлять с материей, как поступают вульгарные материалисты.
Во-вторых, особенность рассматриваемого свойства мозга заключается в способности мозга отражать внешний объективный (независимо от нас существующий) мир. Предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, на его мозг через органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, отражаются в коре мозга в виде образов, или, как говорят, моделей этих предметов и явлений. Когда мы видим предметы, слышим издаваемые ими звуки, ощущаем их поверхность, температуру, вкус, запах, это и значит, что в мозгу отражаются эти предметы и их свойства, в результате чего человек получает представление об окружающей его внешней среде, величине, форме, цвете окружающих его предметов.
Понятие отражения у В. И. Ленина весьма глубоко и содержательно. Никоим образом не следует понимать психическое отражение как простое и пассивное отражение в мозгу предметов внешнего мира (наподобие их отражения в зеркале или на другой полированной поверхности). Прежде всего, это не простое пассивное, мертво-зеркальное отражение, а активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Отражение происходит в деятельности человека, в условиях практического воздействия человека на природу и общественные явления, да и само является своеобразной деятельностью — не простым копированием действительности, а сложной ее переработкой. Далее, в отличие от зеркального отражения психическое отражение есть и сохранение, удержание образов отраженных ранее явлений (память человека). И наконец, психическое отражение отнюдь не бесстрастно, не безразлично и равнодушно к тому, что оно отражает, а связано с определенным отношением, чувствами человека, вызванными отражаемым.
Возникающие при воздействии окружающего мира на мозг психические процессы в коре головного мозга — ощущения, восприятия, запоминание и припоминание, мышление, воображение — все это разные формы отражения. Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и есть по знание этой действительности.
Формы отражения не только перечисленные познавательные психические процессы. Своеобразным отражением окружающей действительности будут и чувства, переживаемые человеком. Ведь нельзя радоваться неизвестно чему, огорчаться неизвестно чем, любить или ненавидеть неизвестно кого и неизвестно за что. Чувства наши имеют объективную основу и поэтому включают в себя и своеобразную характеристику (т. е. отражение) предметов и явлений. Равным образом и воля, проявляющаяся в различного рода действиях, также связана с отражением того, над чем мы производим действия, представлением (т. е. отражением) цели, результата действия. Словом, вся психика есть отражение или результат такого отражения.
В результате процесса отражения действительности, отражения воспитательных воздействий возникают и формируются психические качества личности, потребности, интересы, способности и характер, складывается жизненный опыт человека.
В итоге можно сделать вывод, что способность отражать окружающий мир — совершенно необходимое условие жизни человека. Эта способность дает ему возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих собственных интересах.
Но верно ли и точно ли отражается мозгом окружающий мир? Ведь в отдельных случаях могут быть и ошибки восприятия (иллюзии). Мы не замечаем вращения Земли, но наблюдаем движение Солнца по небу. Точно так же мы ясно видим «переломленной» ложку, опущенную в стакан с водой. Одно и то же явление, один и тот же предмет по-разному отразят специалист профессионал и дилетант, школьник и взрослый. Не только восприятия, но и мысли наши могут быть ошибочными.
Да, в отдельных случаях у человека могут возникать и искаженные образы действительности. Но в целом человек всегда совершенно точно отображает предметы и явления окружающего мира. И критерием (показателем) правильности нашего отражения служит Личный опыт, а также общественно-историческая практика людей. В своей деятельности, труде человек руководствуется имеющимися у него образами предметов, понятиями о них. И если действия человека приводят к желаемым результатам, не приходят в противоречие с этими образами и понятиями, значит, эти образы и понятия являются верным отражением действительности. Проверяя в своем опыте правильность отражения внешнего мира, человек таким образом достигает полного и достоверного дознания окружающего мира.
Итак, отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (не зависящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него). Отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно возникает в результате воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение носит и субъективный характер, поскольку отражает конкретный человек, личность со всеми ее особенностями и своеобразием, с собственным отношением к тому, что он отражает. Отражение, таким образом, осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловливается целями и задачами, которые человек перед собой ставит. Поэтому отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.
Теперь мы можем ответить на вопрос, что такое психика. По своему происхождению психика есть продукт работы мозга. По своему содержанию психика есть отражение внешнего мира.
Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое собственное отношение к предметам или явлениям этого мира. Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружающее, а переживает при этом определенные чувства: одни из предметов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к другим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение, недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и возмущение, самоотверженный поступок — восхищение.
Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.
Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой — спортом; один прояв¬ляет способности в области математики» а другой в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Все это — восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера — явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произошло из слияния двух греческих слов - «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе».
Под «душой» изначально понималось (да и теперь еще понимается идеалистами, религиозными людьми) некое бессмертное и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент смерти покидает его. Считалось, что описанные выше психические явления и есть свойства, проявления этой «души». Старое название науки сохранилось до сих пор, слово «душа» также сохранилось в нашем языке, но совсем в ином смысле: под «душевными явлениями» понимаются психические явления, а слово «душа» означает психику человека как продукт деятельности его мозга.
Психология — наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древне греческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно, научная психология начала складываться и того позже — на рубеже XIX и XX вв.
Проявления психики человека очень многообразны. И все они существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характера простой суммы, совокупности отдельных психических проявлений, а представляет собой единую, целостную психическую деятельность. Например, в реальной умственной деятельности младшего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие, память и мышление, что их трудно отделить.
Вот вы сейчас читаете эти страницы учебника. Вы воспринимаете текст посредством зрительных ощущений. Воспринимая текст, вы его стараетесь понять, осмыслить и запомнить, для этого приходится сосредоточить на нем свое внимание, припомнить некоторые уже известные вам определения и факты. Работает и ваше воображение — необходимо кое-что представить себе наглядно. Воспринимаемый материал вызывает у вас какое-то отношение к нему, которое переживается в виде определенных чувств. Для преодоления трудностей понимания вы проявляете волевые усилия. Быстрота, темп, успех вашей умственной деятельности зависят от некоторых особенностей вашей личности, таких, как активность, трудолюбие, ответственность. Однако при этом психика человека не представляет собой такого абсолютно слитного единства, при котором стиралось бы значение отдельных ее проявлений. В этом единстве отдельные стороны, проявления психики качественно своеобразны и могут быть выделены для их анализа.
Возникла потребность как-то упорядочить, классифицировать их. Знакомство с психикой человека в этой книге и будет происходить соответственно общепринятой классификации. Предварительно же отметим, что психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущений и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека — активность, возбудимость и т. д., характер).
Помимо психических процессов и психических свойств личности, выделяют еще и психические состояния. Психические состояния — это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течение этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, активности, пассивности и т. д.).
Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).
Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую Среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения постав ленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.
Таким образом, психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Психологию можно рассматривать как науку и как учебный предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и научное объяснение психических явлений. Ведь психические явления, как и все другие явления действительности, подчиняются определенным законам, хотя при поверхностном взгляде может показаться, что психика отличается неустойчивостью, неопреде¬ленностью и всецело зависит от «свободной воли» человека. Психология преследует цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями, в частности для оптимальной организации деятельности человека, для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого поколения.
Психология как учебный предмет в педагогических учебных заведениях имеет целью познакомить будущих учителей и воспитателей с основными положениями научной психологии, с тем, чтобы психологически обоснован» важнейшие положения педагогики и методики обучения и воспитания, научить будущих педагогов разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей различного возраста и на этой основе организовывать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить поведением и деятельностью детей. Соответственно этому будущие учителя и воспитатели получают знания по общей я педагогической психологии, сведения о возрастных психических особенностях детей, изучают психологию учителя.
Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития, но тесно связанных между собой. Наиболее важные из них: общая психология, изучающая общие закономерности психической деятельности взрослого человека; возрастная психология, исследующая особенности развития психики на различных возрастных этапах, психические особенности детей и школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психологии называется детской психологией); педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психология обучения) и воспитания (психология воспитания) молодого поколения; социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов, взаимоотношения людей в них; психология труда, рассматривающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности (один из ее видов — инженерная психология — изучает труд человека в условиях современного механизированного и автоматизированного производства); космическая психология — новая отрасль психологии, изучающая психику людей в условиях космического поле та; военная психология, имеющая дело с особенностями психической деятельности военнослужащих, поведения человека в условиях боя, военной обстановки; психология спорта, исследующая законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и воспитания спортсменов; патопсихология, исследующая болезненные расстройства психики; зоопсихология, изучающая психику животных.
Материалистическое понимание психики
Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?
Еще на заре своего существования, когда человек в процессе исторического развития приобрел способность достаточно отчетливо осознавать окружающий мир и самого себя, внимание его начали привлекать такие загадочные, непонятные явления, как смерть, кратковременная потеря сознания, сон. Люди спрашивали себя: чем живое отличается от неживого, что происходит с чело веком, когда он умирает, да еще при отсутствии видимых повреждений тела? Исходя из своего жизненного опыта, человек уже отдавал себе отчет в том, что, помимо окружающего его вещественного мира (природа, животные и растения, различные предметы, другие люди), существуют еще особые явления (образы различных предметов и людей, воспоминания о пережитом, сновидения, чувства: страх, гнев, радость), причем эти явления невещественные — они не обладают характеристиками физических тел и не могут заменить собой реальных предметов (представлением о куске мяса не насытишься, как реальным куском, воспоминанием о костре не согреешься).
Не будучи в состоянии правильно понять и объяснить эти явления, еще в глубокой древности люди пришли к выводу, что указанные явления существуют независимо от реального мира. Так возникло представление о духе или душе как бесплотном, бестелесном, бессмертном существе, которое в момент рождения каким-то таинственным образом вселяется в тело человека (свое временное обиталище), а в момент смерти покидает тело и продолжает существовать вне его. Именно душа, считали в древности, ощущает, мыслит, помнит, воображает, переживает. Любопытно, что первоначальные попытки найти конкретное обиталище души в теле человека никак не были связаны с мозгом,— ее «помещали» в сердце, зрачке, крови. И это тоже понятно — видимые отличия мертвого человека от живого связаны с тем, что у человека перестает биться сердце, зрачки тускнеют и становятся неподвижными, вытекает кровь (в случае смертельного ранения).
Из подобных наивных, примитивных домыслов постепенно развилось глубоко ошибочное, антинаучное философское течение — идеализм. Согласно идеалистическим представлениям духовное начало (бог, Дух, идея) существует вечно, независима от материи и первично по отношению к ней, к вещественному миру: материя, окружающая нас природа появилась якобы позже, ее сотворил бог, дух.
Идеалистическая психология отрицает прямую зависимость психики от организма, нервной системы человека, психические явления считает проявлением его души.
В глубокой древности возникло и другое прямо противоположное философское течение — материализм, в основе которого лежало правильное представление о том, что вещественный мир существует вечно, что первична материя, а психика вторична, является порождением материи. Примитивные на уровне науки того времени, но правильные в своей основе взгляды древнегреческих философов-материалистов развились в логически стройную науку — материализм.
Борьба между материалистическим и идеалистическим пони¬манием и объяснением психических явлений происходила и про¬исходит на протяжении всей истории развития психологии. Если возникновение идеалистических представлений объясняется примитивным уровнем мышления людей, низким уровнем их знаний, то развитие этих представлений и сохранение их до на¬ших дней есть проявление классовой борьбы, стремление эксплуа¬таторских классов сохранить и укрепить свои позиции. Идеалистическая психология активно служила и служит реакционным силам, стараясь «научно» обосновать необходимость веры в бога — творца мира, помогая одурманивать сознание трудящихся масс религиозными предрассудками о бессмертии и спасении души. Этим самым эксплуататорские классы с помощью религии отвле¬кают рабочих и крестьян от классовой борьбы за лучшее будущее, обещая им в качестве награды за их страдания и угнетение здесь, на земле, вечное блаженство и райскую жизнь в загробном мире. Все это показывает классовую сущность идеалистической психологии, которая выражает мировоззрение, политические взгляды и интересы враждебных нам классов.
Идеалистическая психология совершенно несостоятельна с научной точки зрения. Она пытается доказать то, чего нет,— существование какой-то души, не связанной с материей. Но не¬лепо доказывать независимость психических процессов от деятель¬ности мозга, нервной системы. Невозможны мысль без мозга, разум человека, оторванный от человека. Поэтому идеалисти¬ческая психология как необоснованная, ложная в научном отно¬шении и реакционная в политическом отношении нами полностью отвергается. Она постепенно теряет свои позиции. Многие зарубежные психологи в последнее время все больше и больше отходят от идеалистических позиций и постепенно приближаются к материалистическому пониманию психики.
Правильное и подлинно научное решение вопроса о происхождении психики, о взаимоотношении психических явлений с материальными дает марксистско-ленинская философия диалек¬тического материализма. Диалектическим материализм называется потому, что в основе его лежит учение о непрерывном, закономерном изменении и развитии материального мира, переходе его из одного качественного состояния в другое.
Диалектический материализм учит, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся, изменяющейся, развивающейся мате¬рии. Психика является результатом длительного развития мате¬рии. Далеко не всякая материя обладает психикой. Лишь на определенной стадии развития появилась материя ощущающая, мыслящая. В истории развития мира было время, когда психики, и тем более сознания, не было. Неорганическая природа, растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствует способность восприятия, мышления, переживания.
Психическая жизнь возникла на самой высокой ступени раз¬вития материального мира — на стадии появления живых существ: животных и человека.
Подлинно научное учение о происхождении и сущности пси¬хики развивается на основе ленинской теории отражения. Соглас¬но этой теории психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир. Необходимо детально разоб¬раться в этой формуле. «Особым образом организованная материя» — это высокоорганизованная живая материя, а именно специальный орган психики — нервная система и ее высший отдел — головной мозг, сформировавшиеся в ходе эволюции животных. Психика есть свойство живого мозга, продукт его работы (точнее, особых физиологических процессов, протекающих и мозгу). Но психика не просто свойство, а, как указывал В. И. Ленин, «особое свойство». В чем же особенность этого свойства?
Во-первых, это свойство не является материальным, хотя оно реально, т. е. действительно существует. Что это значит? Сам мозг, как и всякое материальное тело, обладает рядом физико-химических свойств: размерами, формой, объемом, весом, плотностью, определенным строением, химическим составам и т. д. Обладает мозг и физиологическими свойствами (может находиться в различных физиологических состояниях — возбуждения и торможения, порождать биотоки и т. д.), которые также имеют материальную природу. Психика же потому и считается особым свойством, что она не обладает подобными характеристиками. Она не характеризуется ни плотностью, ни протяженностью, не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ее нельзя измерить, взве¬сить, осязать, подвергнуть химическому анализу. Словом, психи¬ка — порождение, продукт материи, но не материальный продукт.
Возникает вопрос: а как же возможно познать психику, если она не поддается непосредственному наблюдению? Такое познание возможно только через анализ деятельности, поведения человека. Если мы не наблюдаем за деятельностью, поведением человека, мы никогда не узнаем, смел он или труслив, настойчив или без¬волен, каковы особенности его памяти, внимания, каковы его способности.
Диалектико-материалистическое понимание психики как свой¬ства, продукта материи необходимо отличать от взглядов вуль¬гарных (от слова «вульгаризация» — грубое, чрезмерное упроще¬ние, искажающее опошляющее сущность какого-либо учения) материалистов-механицистов XIX в., которые не видели и не понимали качественных различий между материальными (химическими, биологическими, физиологическими) и психическими явлениями природы. С их точки зрения, все эти явления представляют собой механическое движение материальных частиц в пространстве. Представители вульгарного материализма утверждали, например, что мысль так же выделяется мозгом, как желчь выделяется печенью. Желчь является материальным веществом, таким же материальным веществом они считали и мысль, психику.
Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи. Признание зависимости психики от мозга не означает сведения психики и сознания к материальным и физиологическим процессам деятельности мозга. «Что и мысль и материя,— указывал В. И. Ленин, — «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» .
Следовательно, психику нельзя отрывать от материи, как это делают идеалисты, но ее нельзя также и отождествлять с материей, как поступают вульгарные материалисты.
Во-вторых, особенность рассматриваемого свойства мозга заключается в способности мозга отражать внешний объективный (независимо от нас существующий) мир. Предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, на его мозг через органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, отражаются в коре мозга в виде образов, или, как говорят, моделей этих предметов и явлений. Когда мы видим предметы, слышим издаваемые ими звуки, ощущаем их поверхность, температуру, вкус, запах, это и значит, что в мозгу отражаются эти предметы и их свойства, в результате чего человек получает представление об окружающей его внешней среде, величине, форме, цвете окружающих его предметов.
Понятие отражения у В. И. Ленина весьма глубоко и содержательно. Никоим образом не следует понимать психическое отражение как простое и пассивное отражение в мозгу предметов внешнего мира (наподобие их отражения в зеркале или на другой полированной поверхности). Прежде всего, это не простое пассивное, мертво-зеркальное отражение, а активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Отражение происходит в деятельности человека, в условиях практического воздействия человека на природу и общественные явления, да и само является своеобразной деятельностью — не простым копированием действительности, а сложной ее переработкой. Далее, в отличие от зеркального отражения психическое отражение есть и сохранение, удержание образов отраженных ранее явлений (память человека). И наконец, психическое отражение отнюдь не бесстрастно, не безразлично и равнодушно к тому, что оно отражает, а связано с определенным отношением, чувствами человека, вызванными отражаемым.
Возникающие при воздействии окружающего мира на мозг психические процессы в коре головного мозга — ощущения, восприятия, запоминание и припоминание, мышление, воображение — все это разные формы отражения. Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и есть по знание этой действительности.
Формы отражения не только перечисленные познавательные психические процессы. Своеобразным отражением окружающей действительности будут и чувства, переживаемые человеком. Ведь нельзя радоваться неизвестно чему, огорчаться неизвестно чем, любить или ненавидеть неизвестно кого и неизвестно за что. Чувства наши имеют объективную основу и поэтому включают в себя и своеобразную характеристику (т. е. отражение) предметов и явлений. Равным образом и воля, проявляющаяся в различного рода действиях, также связана с отражением того, над чем мы производим действия, представлением (т. е. отражением) цели, результата действия. Словом, вся психика есть отражение или результат такого отражения.
В результате процесса отражения действительности, отражения воспитательных воздействий возникают и формируются психические качества личности, потребности, интересы, способности и характер, складывается жизненный опыт человека.
В итоге можно сделать вывод, что способность отражать окружающий мир — совершенно необходимое условие жизни человека. Эта способность дает ему возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих собственных интересах.
Но верно ли и точно ли отражается мозгом окружающий мир? Ведь в отдельных случаях могут быть и ошибки восприятия (иллюзии). Мы не замечаем вращения Земли, но наблюдаем движение Солнца по небу. Точно так же мы ясно видим «переломленной» ложку, опущенную в стакан с водой. Одно и то же явление, один и тот же предмет по-разному отразят специалист профессионал и дилетант, школьник и взрослый. Не только восприятия, но и мысли наши могут быть ошибочными.
Да, в отдельных случаях у человека могут возникать и искаженные образы действительности. Но в целом человек всегда совершенно точно отображает предметы и явления окружающего мира. И критерием (показателем) правильности нашего отражения служит Личный опыт, а также общественно-историческая практика людей. В своей деятельности, труде человек руководствуется имеющимися у него образами предметов, понятиями о них. И если действия человека приводят к желаемым результатам, не приходят в противоречие с этими образами и понятиями, значит, эти образы и понятия являются верным отражением действительности. Проверяя в своем опыте правильность отражения внешнего мира, человек таким образом достигает полного и достоверного дознания окружающего мира.
Итак, отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (не зависящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него). Отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно возникает в результате воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение носит и субъективный характер, поскольку отражает конкретный человек, личность со всеми ее особенностями и своеобразием, с собственным отношением к тому, что он отражает. Отражение, таким образом, осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловливается целями и задачами, которые человек перед собой ставит. Поэтому отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.
Теперь мы можем ответить на вопрос, что такое психика. По своему происхождению психика есть продукт работы мозга. По своему содержанию психика есть отражение внешнего мира.
Поделиться темой:
Страница 1 из 1
Популярные темы на форумеd
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме