(опус написЯный мной в 20 веке)
![:D](https://www.rsd.in.ua/public/style_emoticons/default/biggrin.gif)
всего в тему входит 9 глав и как их разрулить тут я еще не знаю. Наш форум называется "В поисках Истины" сегодня я провозвещу вам первую истину - а предавал ли Иуда Христа?
Потому как если не предавал, а мы его костерим и в хвост и в гриву - ой грех то какой! и в этом грехе я вас обличу сегодня.
ПРОВОЗВЕСТИЕ ИСТИНЫ
1. Обличение о грехе.
«И Он пришед обличит мир о грехе
и о правде и о суде.
О грехе, что не веруют в меня».
(Иоанн, гл. 16 ст. 8,9)
1.
Мир вам, люди добрые, мир вашему дому земляки, мир вашей душе, братья и сестры. Так начинал свои проповеди господь наш Иисус Христос, так он учил делать своих учеников, так и я позвольте начну. Ибо если нет мира в вашей душе, если в вашей душе кипят страсти, страхи и злоба – как может в ней вместиться слово душевное?
Господь наш Иисус Христос прорек:
«Но я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы я пошел:
ибо, если я не пойду, Утешитель не придет к вам,
а если пойду, то пошлю его к вам.
И он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде.
О грехе, что не веруют в меня.» (Ин. гл. 16 ст. 7, 8, 9)
И по этому слову господнему, а не только по своему разумению, я ныне обличу вас о грехе. Обличу, но не обвиню, ибо обличить – значить поставить вас лицом к факту.
О том, что Господа нашего Иисуса Христа предаст его же ученик, мы знаем из уст самого Христа:
«И когда они ели, сказал: истинно говорю вам,
что один из вас предаст меня.» (Мф. гл. 26 ст. 21)
Но Иисус Христос так и не назвал ни имени предателя, ни его деяния. О том же, что предал Христа апостол Иуда Симон Искариот, мы знаем только со слов других апостолов. Но слова апостолов «не имут веры», ибо сказал Господь – «один из вас» и все апостолы под подозрением теперь.
2.
Предать или убить отца, учителя – это самый тяжкий грех в древнем мире и самый страшный позор. Потому люди с детства боялись такого деяния - и если шли на такой позор, то значит была в их душе червоточина.
Была ли в душе такая червоточина у Иуды? Богословы утверждают, что Иуда был «сребролюбив» - то есть сильно любил деньги.
Но оказывается был Иуда казначеем общины, избранный самими апостолами – а избирали самого достойного и честного. Это первое возражение против «сребролюбия» Иуды. В Евангелии есть свидетельство:
«И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.»
Но человек «сребролюбивый» скорее удавился бы, нежели бросил бы деньги на землю. Значит не был Иуда сребролюбив. Это второе возражение.
Римское право гласит: «Ищи – кому выгодно!». Но было ли выгодно Иуде предавать Христа? Ведь с одной стороны 30 серебренников это цена осла на рынке, а раб стоил 80 серебренников. Ужели казначей Иуда не знал цен на рынке, ужели не мог свести дебет с кредитом? С другой стороны Христу за исцеление жертвовали не только медью, но и золотом. Зачем же Иуда рубит сук на котором сидит – не выгодно. Это третье возражение.
3.
Но кому было выгодно предать Христа и у кого из апостолов была в душе червоточина? Оказывается был среди апостолов один с червоточиной, о том свидетельствует Евангелие:
«Тогда приступила к нему мать сыновей Заведеевых
с сыновьями своими, кланяясь и чего то прося у него.
Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит ему: скажи, чтобы
сии два сына моих сели у тебя один по правую сторону,
а другой по левую в Царстве твоем.» (Мф. гл. 20 ст. 21)
Мать сыновей Заведеевых – Соломия, захотела без оснований на то, вознести сыновей своих Иоанна и Иакова над другими учениками и апостолами. Она заронила в них искру тщеславия – жажду славы, власти и почета.
Тщеславие – это червоточина пострашнее «сребролюбия», ибо тщеславный откажется от денег, одежды, от чести и совести. Откажется от отца, от матери, от учителя – ради славы и власти.
Позже братья Заведеевы уже и без матери просили:
«Тогда подошли к нему сыновья Заведеевы Иаков и Иоанн
и сказали: Учитель! Мы желаем, чтобы ты сделал нам, о чем попросим.
Они сказали ему: дай нам сесть у тебя, одному по правую
сторону, а другому по левую, в славе твоей.» (Мк. гл. 10 ст. 35, 37)
Они вожделели славы Христовой, они вожделели вознестись над другими учениками – потому так часто стали ссоры среды учеников:
«Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?» (Лк. гл. 9 ст. 46)
Позже, уже на тайной вечере, они снова и снова спорят:
«Был же спор между ними кто из них должен
почитаться большим.» (Лк. гл. 22 ст. 24)
Братья не забыли о славе, они стали самовластно добиваться права сесть возле Христа. Вопреки воле Христа – а это уже вторая червоточина Иоанна. Но есть и третья червоточина:
«Один же ученик его, которого любил Иисус, возлежал
у груди Иисуса.» (Ин. гл. 13 ст. 23)
И еще 5 раз твердит Иоанн, что он любимый ученик Христа. Но сам Христос говорил другое и вел себя одинаково со всеми учениками, да и не может быть «любимчиков» у любого учителя – это аксиома педагогики.
К тому же другие евангелисты вообще не говорят о любимом ученике. Значит Иоанн здесь лжет – хотя вроде бы и невинно. Но солгавший раз – солжет и вдруге:
«Тогда один из учеников его, Иуда Симон Искариот,
который хотел предать его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за 300 динариев
и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих,
но потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик
и носил, что туда опускали.» (Ин. гл. 12 ст. 4, 5, 6)
Это уже не безвинная ложь о «любимом ученике», это уже клевета. Назвать вором собрата только потому, что он носил ящик – это прекрасный образец воровской логики – видно сам Иоанн мечтал о ящике. Вторая ложь здесь – это то, что Иуда хотел предать Христа, но по тексту и по событиям Иуда еще не мог «хотеть», Иоанн явно торопит события. Иуда был казначеем – и значит его прямая обязанность заботиться о нищих. Клевета – это уже четвертая червоточина у Иоанна, но это еще не конец. Иоанн ревностно следил не только за своими собратьями апостолами, но и за другими последователями Христа:
«При сем Иоанн сказал: Наставник! Мы видели человека,
именем твоим изгоняющего бесов, и запретили ему,
потому что не ходит с нами.» (Лк. гл. 9 ст. 49)
Здесь Иоанн действует уже не только вопреки воле Христа, но и во вред Иисусу Христу, распоряжаясь за него. Это уже пятая червоточина.
Далее это самоуправство распространяется уже и на родных Христа и на его самого:
«Тогда приведены были к нему дети, чтобы он возложил
на них руки и помолился, ученики же возбраняли им.»
(Мф. гл. 19 ст.13)
«Когда же он еще говорил к народу, матерь и братья его
стояли вне дома, желая говорить с ним.» (Мф. гл. 12 ст. 46)
Теперь уже Иоанну мешают дети и он не пускает их, чтобы Иисус помолился за них,мешают мать и братья Христа и он не пускает их,чтобы Иисус поговорил с ними. Вскоре Иоанн уже клевещет на братьев Господних:
«Ибо и братья его не веровали в него.» (Ин. гл. 7 ст. 5)
Вот и пошла молва о том, что в семье не понимали Христа. А ведь мы знаем как много сделали для христианства братья господние по смерти Христа. Но при жизни они приходили с ним поговорить. Коли бы не веровали, то и не ходили бы вослед ему. Иоанн клевещет на братьев и на мать Иисуса Христа, но вскоре он клевещет на самого Христа. А это уже богохульство и кощунство:
«Иисус ответил: тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам
И, обмакнув кусок, подал Иуде Симону Искариоту.
И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус
сказал ему: Что делаешь, делай скорее.» (Ин. гл. 13 ст. 26,27)
Дьявол искушал Христа в пустыне, брал его за руку и возводил на гору и на крышу храма, но это все было до божественного благословения. После же дьявол не мог уже приблизиться ко Христу. По одному слову Господа, по единому жесту Христа дьявол покидал тело им одержимого и бросался сломя голову в пропасть, в ад. Мало того, само приближение Христа заставляло корчиться и биться в припадке бесов в теле. Здесь же Иоанн клевещет на Христа, говоря что дьявол приблизился ко Христу. Мало того он вошел в Иуду в присутствии Христа, да к тому же после куска хлеба, поданного Господом – святого хлеба.
Бог не станет потворствовать и помогать дьяволу, а Учитель не станет посылать своего ученика на преступление – это клевета и богохульство предателя Иоанна на Господа нашего Иисуса Христа. Остается Иоанну сделать последний шаг, ибо Иоанн вожделел сесть возле Христа – а почему не сесть вместо Христа?
4.
Мы рассмотрели мотивы предательства. Но мало хотеть предать, надо еще «мочь» предать! Была ли возможность предать у Иуды? Вряд ли бы его пустила во дворец стража. Но и во дворце надо иметь доверие старшин и первосвященников. Другое дело с Иоанном Заведеевым – ведь он оказывается был хорошо знаком с первосвященником Кайафой:
«За Иисусом следовал Симон Петр и другой ученик,
Ученик был знаком с первосвященником и вошел
с Иисусом во двор первосвященника.» (Ин. гл. 18 ст. 15)
Не плох «любимый ученик» Христа – он запросто знаком с первосвященником и в тревожную ночь его запросто пускают во дворец Кайафы, а Петра не пустили. Но Иоанн не только вхож во дворец, он еще и распоряжается там как у себя дома:
«А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который
был знаком первосвященнику, вышел и сказал придвернице,
и ввел Петра.» (Ин. гл. 18 ст. 16)
Далее Петра в темном дворе слуги узнают и хотят взять, а Иоанна в светлом дворце не узнают фарисеи и не пытаются взять.
Теперь еще одно свидетельство Евангелия о виновности Иоанна.
«И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить.» (Мф. гл. 26 ст. 4)
Раз хитростью – значит тайно, значит не кричали на всех углах. Откуда бы мог узнать Иуда о таком решении и предложить свои услуги? А вот Иоанн мог знать и даже мог подсказать, ведь он дружил с Кайафой. Но посмотрите как далее развиваются события:
«Посему Иисус уже не ходил явно между иудеями, а пошел
оттуда в страну близ пустыни, в город называемый Ефраим,
и там пребывал с учениками своими.» (Ин. гл. 11 ст. 54)
Иисус насторожился и не ходил открыто по Иудее, так что без предательства его теперь не взять. Но в день ареста Иисус Христос был особенно осторожен:
«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите
приготовьте нам есть пасху.
Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится
с вами человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним
в дом, в который войдет он.» (Лк. гл. 22 ст. 8, 10)
Значит Иуда не мог знать место тайной вечери и не мог указать заранее совету старейшин. Но это место знал Иоанн.
Иисус заночевал в Ефраиме, это на северо-восток от Иерусалима, значит войти в город апостолы могли только оттуда, по Иерихонской дороге.
Значит водонос мог войти в дом в этой части города. А дворец Кайафы был на юго-западе, то есть на диаметрально противоположной стороне.
Теперь обратите внимание на архиважное свидетельство Евангелия:
«Он, принял кусок, тотчас вышел. А была ночь.» (Ин. гл. 13 ст. 30)
Обратите внимание – была ночь! Была ночь, глухая ночь, темная средиземноморская ночь, темный древний Иерусалим с кривыми, узкими улочками, заставленные повозками, тюками, ослами, множество нищих и торговцев прибыли на праздник. Иуда физически не мог бы сбегать за стражей через весь город и вернуться, он к утру бы не поспел. Но Христос вышел из-за стола и вскоре был арестован. Это неопровержимо доказывает, что Иуда невинен.
5.
Теперь рассмотрим несколько частных вопросов, относящихся к теме. Одним из таких вопросов является «поцелуй Иуды». Вот как это описано у одного из евангелистов:
«Предающий же его дал знак, сказав: кого я поцелую,
тот и есть, возьмите его, и ведите осторожно.
И пришед тот час подошел к нему и говорит:
Равви! Равви! И поцеловал его.» (Мк. гл. 14 ст. 44, 45)
Зачем вообще нужна была эта указка – ведь Иисус был хорошо известен. В первом Евангелии она описана не так и другие сказаны слова. Во втором и третьем эта сцена есть и описана она слово в слово, как будто они списали ее друг у друга, или списали с чужих слов. Тем более они и не были апостолами. А в четвертом вообще этой сцены нет – Иисус сам выходит и называет себя. Но коль есть разночтение в Евангелиях – значит кто-то врет, и мы можем выбирать кому и чему верить. На мой взгляд, наиболее правдив Матфей, автор первого Евангелия.
«Иисус же сказал ему: Друг, для чего ты пришел?
тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли его.»
(Мф. гл. 26 ст. 50)
Фраза Христа явно не окончена, оборвана – «для чего ты пришел …». Не вовремя пришел Иуда – это хотел сказать Христос. Где же был Иуда?
На тайной вечере апостолы пили хмельное вино и ели вкусную еду, вели беседу, и совсем забыли о нищих и бездомных. Но мог ли забыть о них Господь наш Иисус Христос? Нет! Никогда! И он посылает казначея Иуду раздать милостыню. Христос даже поторапливает его и оказывает ему по восточному обычаю милость – обмакнув хлеб, подает Иуде. Ведь все остаются за столом, а ему надо идти в ночь, в холод – как же не оказать милость и ласку «труждающемуся». Ужели можно поверить, что сын божий и Учитель подтолкнет своего ученика на преступление? Но апостолы знали куда идет Иуда:
«А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус
говорит ему: «купи, что нужно нам к празднику,» или
чтобы дал что-нибудь нищим.» (Ин. гл. 13 ст. 29)
В очередной раз Иоанн клевещет на Иуду, клевещет на апостолов, клевещет на Христа. Исполнив поручение, Иуда возвращается назад и видит толпу людей. стражу, факелы и копья. В страхе он протискивается через толпу и увидев картину, останавливается. Потом он со слезами бросается к Учителю. Но все видели стражу и с ними Иуду. Но ведь главное не что подумали апостолы, а то, что сказал в это время Господь наш Иисус Христос. А он сказал, успокаивая Иуду: «Друг!». Ужели вы подумали, что Христос перед арестом стал бы называть предателя – Друг? Не станет Христос потворствовать предателю и дьяволу. Веруйте только Иисусу Христу. И по слову Господнему выходит, что имя и звание Иуде – Друг Господен! Ибо сам Иисус сказал:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу
свою за други своя.» (Ин. гл. 15 ст. 13)
Но вы не поверили Господу нашему Иисусу, но поверили Иоанну предавшему его. Потому Христос сказал:
«О грехе, что не веруют в меня.» (Ин. гл. 16 ст. 9)
В этом я вас обличил, ни в чем другом!
Следующий частный вопрос этой проблемы – это вопрос о том, почему Иисус Христос не назвал имени предателя? Сперва напрашивается такой ответ: на то была воля Бога – отца, а Иисус пребывал в воле его. Но удовлетворения этот ответ не давал. И тогда я нашел ответ у самого Христа. Это вторая притча Христа:
«Другую притчу предложил он им, говоря: Царство Небесное
подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем.
Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между
пшеницей плевелы и ушел.
Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: Господи! Не доброе
ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человека сделал это.
А рабы сказали ему: Хочешь ли, мы пойдем выберем их?
Но он сказал: Нет, чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали
с ними пшеницы.» (Мф. гл. 13 ст. 24-29)
Зелень нарождающегося христианства еще не окрепла, и выбирая плевелы, можно вырвать и христианскую поросль. Если бы Христос назвал имя предателя, то самое большее что они бы сделали – это поколотили бы Иоанна и выкинули бы из своей общины. Но Иисус уже обречен, община обезглавлена вскоре начались гонения на христиан – и обозленный Иоанн, умный, деятельный и бесчестный, раскатал бы общину в пух и прах. Но он вожделел возглавить общину и Иисус оставил ему эту надежду, превратив врага в ярого защитника молодого христианства.
Еще один частный вопрос этой темы – неужели Христос нигде и никогда не обмолвился, не указал на предателя, хотя бы для потомков, уж если нельзя было сказать современникам? Поиски в текстах Евангелия привели к удивительным открытиям.
Иисус Христос часто давал своим ученикам вторые имена с глубоким смыслом. Но посмотрите как нарекает Иисус братьев Заведеевых:
«Иакова Заведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть ”Сыны Громовы”» (Мк. гл. 3 ст. 17)
Как грозно и как страшно Христос поименовал братьев Заведеевых. Ведь это гром убивает людей во время грозы, так думали люди. Теперь нам понятен стал глубокий смысл этого прозвания. Развивая эту тему, Христос позднее уже прямо говорит:
«Видя то, ученики его Иаков и Иоанн сказали: Господи!
Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с небес,
и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. гл. 9 ст. 54)
«Но он, обратившись к ним, запретил им и сказал:
Не знаете, какого вы духа.» (Лк. гл. 9 ст. 55)
Здесь Иисус Христос уже напрямую указывает нам, что Заведеевы не Святого Духа, но злого духа. Даже речь братьев тут похожа на речь лукавого. И еще одно косвенное указание Христа на предателя:
«Не о всех вас говорю: Я знаю, которых избрал.
Но да сбудется писание: «Ядущий со мною хлеб
поднял на меня пяту свою.» (Ин. гл. 13 ст. 18)
Значит среди апостолов были избранные, были званые Христом и он их знал. Но были и незваные, не избранные Христом, они то и предали Христа, подняв пяту свою на него. Но Христос звал особым образом:
«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора
пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за мною.»
(Мф. гл. 9 ст. 9)
Иисус Христос всегда звал апостолов «следуй за мною» и это были избранные им ученики. Но среди апостолов были и такие, которым он не сказал этой фразы при встрече – вот на это указывает Христос. Но посмотрите как встречает Иисус впервые Иоанна:
«Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им:
Что вам надобно? Они сказали ему: Равви – что значит
учитель, - где живешь?
Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели,
где он живет, и пробыли у него день тот.» (Ин. гл. 1 ст. 38, 39)
Как враждебно, как холодно и отчужденно Христос спрашивает Иоанна «Что надо?» и совсем не похоже, что Христос «позвал» его. Так что Иоанн не Званный и не избранный.
Иоанн вожделел возглавить общину после Христа, но Христос явился и поставил Петра:
«Когда же они обедали, Иисус говорит Петру:
Симон Ионин! Любишь ли ты меня больше, нежели они?
Петр говорит ему: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя.
Иисус говорит ему: паси агнцев моих.» (Ин. гл. 21 ст. 11)
Но Иоанн смог бы подмять под себя Петра и фактически управлять общиной. И тогда Иисус делает второй шаг против Иоанна, он открывает Петру имя предателя. Вот как свидетельствует об этом Евангелие:
«И сказал Господь: Симон! Симон! се сатана просил,
чтобы сеять вас как пшеницу.
Но и я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя,
и ты некогда, обратившись, утвердил братьев твоих.»
(Лк. гл. 22 ст. 31, 32)
Здесь Христос не зря говорит о пшенице, вы помните что это из второй притчи о предательстве. Но здесь есть ключевое слово «обратившись», некогда это произойдет. И вот Христос явился после смерти, он поставил Петра во главе общины. И вот что дальше произошло:
«Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика,
которого любил Иисус, и который на вечере, приклонившись
к груди его, сказал: Господи! кто предаст тебя?
Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что?»
(Ин. гл. 21 ст. 20,21)
Ключевое слово «обратившись» показывает нам, что настало это «некогда» предсказанное Христом ранее. Но как враждебно Петр говорит об друге Иоанне – «а он что?» - похоже Петр знал кто такой Иоанн.
Но любопытно ответил Христос:
"Иисус говорит ему: если я хочу, чтобы он пребыл пока приду,
что тебе до того? Ты иди за мною." (Ин. гл. 21 ст. 22)
Христос как бы продолжая разговор, говорит "что тебе до того" что Иоанн предатель ходит вослед, пусть пребудет пока временно, пока Христос им займется.
В этом контексте уместно отметить, что Христос сделал против Иоанна еще один, третий шаг. Ибо умный, энергичный и бессовестный Иоанн все еще опасен для общины, он может устранить Петра и тогда не будет равного ему среди апостолов. Поэтому Христос является на дороге в Дамаск умному, энергичному и самоотверженному фарисею и гонителю христиан Савлу, и обращает его в апостола Павла. И с этих пор звезда Иоанна пошла на закат, он отдалился от общины и в конце концов закончил на Патмосе.
Подведем итоги:
Иуда не был сребролюбив, ибо он был казначеем.
Иоанн вожделел славы и власти.
Иоанн дружил с Кайафой и имел его доверие.
Иуда не знал места тайной вечери, но знал Иоанн.
Иуда не мог бы физически сбегать за стражей - была ночь.
Иисус называет Иуду - Друг! Снимая все подозрения.
Иисус много раз указывает нам на предателя.
Иисус борется с предателем Иоанном, делая три шага.