Страх наиболее опасная из всех эмоций, потому что страх парализует и понижает двигательную и умственную активность до 80% или вызывает панику и неадекватное по-ведение.
Природа страха.
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула (опасности). В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безопасные для человека раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.
Пример: юная девушка на первом свидании с парнем получила от него грубость, причинившую ей эмоциональную и физическую боль. В дальнейшем каждый раз, когда она пыталась начать новые взаимоотношения с мужчиной, у нее возникало необъяснимое беспокойство и страх.
Пример: молодой специалист несколько раз провел неудачные переговоры с клиента-ми, при этом он не может объяснить причину сложностей. Когда руководитель объявляет о том, что скоро надо будет провести переговоры, у сотрудника возникает страх, как предчувствие очередного провала.
Важно понимать, что в формировании ощущения страха участвуют гормоны адреналин и норадреналин, вызывающие сужение сосудов мускулатуры, брюшной полости, слизистых оболочек. Сосуды спазмируются, возникает дефицит кровоснабжения мозга, появляется нехватка кислорода, и работа всего организма притормаживается. Гормональный выброс же всегда опережает осознание появления страха на 0.7-1.0 секунд, то есть, когда человек начинает ощущать страх или волнение – адреналин и норадреналин уже у него в крови, и поэтому аналитически (усилием воли) подавить действие гормонов уже невозможно.
Фактором, понижающим страх, служит защитная реакция организма:
• слезы;
• выброс энергии (в виде агрессии);
• желание рассказать о страхе другим людям;
• сон (или состояние апатии).
Если человек долго находится в состоянии страха или в волнения, это может привести к тяжелым заболеваниям. Особенно от страха страдает иммунная система. Страх ослабляет ее, и к человеку может прицепиться любая инфекция.
Способы устранения страха.
Для того, чтобы устранить страх, необходимо использовать два способа:
1. Устранение причины страха - заключается в том, чтобы найти в памяти первый случай, когда была реальная угроза выживанию.
2. Управление страхом - заключается в том, чтобы используя специальные упражнения развить у человека способность переводить страх в другое эмоциональное состояние, тем самым повышая свою физическую и умственную активность и психоэмоциональную устойчивость.
Эффективнее всего применять два указанных способа.
Для устранения причины страха необходимо найти в памяти первый случай с угрозой выживанию или болью, для этого используют специально разработанный аппаратно-программный комплекс "ИПЭР-1К", регистриующий реакцию нервной системы на стимулы (видео как проходит психокоррекция -

Когда человек вспоминает первый случай, нейроны головного мозга срабатывают, и он будет ощущать эмоцию, которая была в этом случае. Эту эмоцию необходимо переживать 6-12 раз (а не вытеснять логикой), после чего произойдет нейронная разрядка и страх исчезнет (по теории «стимул-реакция» профессора И.П. Павлова).
Великий русский психофизиолог И.П.Павлов говорил: «Вся внутренняя среда организма, все внутренние органы и ткани подчинены деятельности коры мозга, импульсы со стороны которой могут воздействовать на состояние любого органа и любой системы организма. В силу этого благодаря временным связям, возникающим при помощи слова, мозг человека осуществляет тесные взаимоотношения между внутренней и внешней средой нашего организма, приводя его к полной гармонии, а значит, к здоровью».
Чтобы эффективно помогать человеку управлять страхом, переводя страх из одной эмоции в другую, существуют специальные упражнения.
Упражнение №1
Тренер (тот, кто проводит тренировку по управлению страхом) зачитывает список Шкалы эмоциональных состояний по порядку снизу вверх. Напарник имитирует каждое эмоциональное состояние.
Упражнение №2
Тренер зачитывает название эмоциональных состояний вразброс. Напарник демонстрирует эмоциональное состояние.
Упражнение №3
Тренер демонстрирует поведение, соответствующее определенному эмоциональному состоянию, двигаясь снизу вверх по Шкале эмоциональных состояний. Напарник рас-познает эмоциональное состояние и отвечает Тренеру в эмоциональном состоянии на один малый резонанс выше.
Упражнение №4
Тренер демонстрирует вразброс поведение, соответствующее определенному эмоциональному состоянию. Напарник распознает эмоциональное состояние и отвечает Тренеру в эмоциональном состоянии на один резонанс выше.
Упражнение №5
Тренер изображает разные эмоциональные состояния, начиная с апатии. Напарник, используя метод ступенчатого перехода, поднимает Тренера по Шкале эмоциональных состояний до энтузиазма.
Выводы:
1. Эмоциональное состояние страх (беспокойство) является следствием гормонов адреналин и норадреналин, которые вырабатываются организмом на стимулы, угрожающие (реально, либо воображаемо) выживанию.
2. Уговаривать человека подавить страх усилием воли – бесполезно, так как выработанные организмом гормоны должны совершить свою работу, а на это требуется время.
3. Если человек долго находится в состоянии страха (беспокойство), это может привести к тяжелым заболеваниям.
4. Справиться со страхом помогают два способа: нахождение причины страха, а также тренировка навыка переводить страх в другие эмоции.
5. Научившись управлять страхом, человек возвращает до 80% своей физической и умственной силы, помогающие ему быть более эффективным в своей жизни и достигать желаемых целей.
P.S.
Шкала эмоциональных состояний:
12. Энтузиазм, как желание эффективно действовать.
11. Радость, веселость.
10. Интерес к взаимодействию и познанию.
9. Конструктивизм, разумность и рассудительность.
8. Скука.
7. Отторжение, нежелание взаимодействовать.
6. Гнев, желание навредить и разрушить.
5. Скрытая враждебность, как невозможность проявить недовольство.
4. Страх, оцепенение на угрозу выживания.
3. Горе, реакция на потерю чего-либо.
2. Жертва, ощущение несправедливости по отношению к себе.
1. Безнадежность и бесполезность что-либо изменить.
---
С уважением,
Балыкин Александр Иванович