Периодизацию детского возраста и возрастного периода предлагает B.C. Мухина:
Но, как свидетельствуют приведенные классификации возрастных периодов, границы их условны, в современных условиях происходит их изменение, смещение. Исследовательские работы в этом направлении ведутся и в настоящее время. Своеобразная периодизация предложена В.И. Слободчиковым (см. табл. 1). Свои размышления он начал с поисков ответа на вопросы: что именно изменяется, что развивается в процессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования – субъективности (или внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (события вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, события) и обособления от них (реализация самобытности). В предложенной периодизации каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).
Периоды и стадии развития (по В.И. Слободчикову): Табл 1.
По вертикали в табл. 1 представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени – это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения – как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм событийности (на стадиях принятия), в кризисах развития – как кризис событийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, самобытности (на стадиях освоения).
В следующей главе дается краткая характеристика каждого возраста, дается характеристика социальной ситуации развития, новообразований, ведущего вида деятельности, психических процессов, кризисных периодов. Предлагаются задания студентам, слушателям и практические материалы.
Периоды детского возраста:
1.
2. Собственно младенчество
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., 1996.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. – М… 1977.
7. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. – М., 1982.
8. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 1998.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. – М., 1984.
10. Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
11. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М., 1999.
12. Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. № 3–4. – Барнаул, 1995.
13. Краснорядцева О.М. Психологические особенности возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М., 1996.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
16. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 5-е изд., стереотип. – М., 2000.
18. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. – М., 1981.
19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
21. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. – М., 2000.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – М., 1989.
23. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М., 2001.
24. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000.
25. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 1994.
26. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Избр. психол. труды. – М., 1989.