Каббала – древнеиудейская эзотерическая традиция, основоположником которой на гиперборейском этапе развития человечества являлся Адам, а на арийском этапе - Авраам. Эта традиция была передана непосредственно от Творца к творению.
«Термин Каббала означает на древнееврейском не что иное, как «традиция» в самом общем смысле; и хотя чаще всего он обозначает эзотерическую традицию или традицию, связанную с посвящением, когда его используют без специальных уточнений, но иногда также бывает, что его применяют к самой экзотерической традиции. Сам по себе этот термин способен, таким образом, обозначать любую традицию; но раз он принадлежит к древнееврейскому языку, то нормально, при его использовании в других языках, относить его только к древнееврейской традиции, или (если предпочитают иной, возможно, более точный способ выражения) к специальной древнееврейской форме традиции» (Р.Генон).
Необходимо различать Каббалу как историческое явление, как традицию и каббалу как науку, как теоретическую область знаний. Первая неотъемлемым образом связана со второй. Для того чтобы не путаться с этими двумя аспектами каббалы, условимся писать Каббалу как традицию с заглавной буквы, а каббалу как науку – с прописной.
Цель науки каббала – развить в человеке шестой орган чувства, благодаря которому человек в полной мере сможет ощутить живого Бога. Цель самой каббалистической традиции – установить связь между земным миром и миром небесным. Эта связь должна способствовать организации общества людей согласно всевышней воле Творца, а не так, как это угодно людям.
Изучение каббалы позволяет постичь Смысл всех смыслов, так как в ней излагается происхождение и сущность нашего мира, а также структура высшего мира. Именно Каббала является родоначальницей той ветви эзотерики, происхождение которой было вызвано волеизъявлением самого Творца. Ведь пробуждение Авраама было вызвано тем, что сам Творец вышел на контакт с ним и поведал ему тайны Каббалы. Сам термин «каббала» иногда переводится и как «воспринятое предание». И необходимо всегда помнить, что первоначально восприятие это происходило не от человека к человеку, а от Бога к человеку. Достойными наследницами Каббалы впоследствии стали такие традиции, как йога, гнозис и суфизм. Но никогда не следует делать вывода, что с рождением гнозиса завершилась традиция Каббалы, а с рождением суфизма завершилась традиция гнозиса. Все эти традиции мирно сосуществуют в настоящее время, так как в основе своей они нисколько не противоречат друг другу. Но если гнозис и суфизм стали преемственниками Каббалы на Западе, то йога – на Востоке.
В Талмуде каббалой называются части Торы не входящие в Пятикнижие. Непосредственно в постталмудическую эпоху так обозначается вся Устная Тора. По мере кодификации и канонизации Учения, область применения термина «каббала» сужается, сдвигаясь при этом в его некодифицированную область.
Что же представляет собой каббала как учение, как тайная наука? На этот и другие вопросы, связанные с каббалой, попытаемся ответить с точки зрения самих каббалистов.
По их мнению - Каббала это методика постижения духовных миров и нашего мира, как их следствия. С одной стороны, изучение каббалы дает нам знание о духовных мирах, с другой стороны сам процесс постижения каббалы развивает в нас дополнительный орган ощущения, позволяющий нам войти в контакт с духовными мирами.
Предмет изучения каббалы.
Что дает человеку Каббала? Согласно Каббале есть четыре вида знания, которые может и должен постичь человек. Эти четыре вида знания и составляют канон сакральной науки каббалы – канон, который соблюдается во всякой эзотерической традиции, а не только в Каббале.
Первый вид Знания – знание о творении (учение о Десяти Сфирот). Это знание заключает в себя изучение создания и развития миров в объеме постижимом человеком, а именно: каким образом Творец путем последовательных сокращений создал миры и существа, их населяющие. Учение о творении, которое излагается в каббале в философии принято именовать панентеистической концепцией, которая представляет собой теоретический синтез теизма и пантеизма.
Второй вид Знания – знание о функционировании (учение о карме). Изучение сущности человека, его взаимосвязи и взаимодействия с духовным миром. Законы взаимодействия духовного и материального миров и их следствия.
Третий вид знания - кругооборот душ (теория реинкарнации). Изучение сущности каждой души и ее кругообращения. Связь души с общим управлением системы миров, ее кругообороты, циклы жизни и смерти - от чего зависят все наши пути в этом мире.
Четвертый вид знания – знание об управлении. Изучение нашего мира - неживой, растительной, животной и человеческой природы, их сущность, роль и управление ими из духовного мира. Управление свыше и наше восприятие Природы, Времени, Пространства.
Трудно описать весь спектр вопросов, на которые в состоянии ответить наука каббала, так как этот спектр слишком обширен. Вот лишь основные области исследования науки каббала:
1)сотворение мироздания, включая духовные миры, наш космос, солнечную систему, неживую, растительную, животную природу и человека;
2)течение и конечную цель процесса развития;
3)возможность вмешательства человека в этот процесс (антропологический фактор);
4) связь между сегодняшним состоянием и теми, в которых мы пребывали до появления на этой земле человека и общества;
5) смысл того отрезка жизни, в течение которого мы существуем, как биологическое тело и ощущаем через него окружающий мир;
6) состояние, в котором мы существуем до нашего рождения; наше состояние в этом мире, состояние, в котором мы пребываем после смерти;
7) кругообороты жизни - существуют ли они, и каким образом связаны между собой;
8) возможность включения в течение земной жизни в высшую форму, в которой мы пребываем до момента рождения и после смерти;
9) источники наук, искусства, культуры - т.е. всего, что связано с языком, поведением человека, их корни и причины реализации именно в таком виде.
Все вышеперечисленные вопросы освещает каббала, потому что она выводит общий Закон, дает суммарную формулу описания всего мироздания. Эйнштейн мечтал найти формулу, которая бы объединяла всю вселенную, со всеми ее деталями, понимая, что если такая формула истинна, то должна быть очень прозрачной: взаимодействие между несколькими параметрами путем простой функциональной зависимости. Каббала приводит нас к этой проясняющей все формуле. По крайней мере, к такому выводу пришли каббалисты в результате своих исследований, и человек, изучая каббалу, может лично убедиться в этом.
Основные разделы каббалы.
Как в любой науке, в каббале существует теоретическая и практическая сторона, куда включается собственный язык, понятийный аппарат, самостоятельные инструменты исследования, постановка экспериментов и сравнительный анализ.
Теоретическая Каббала:
• Масора.
• Мишна.
• Гемара.
Практическая Каббала:
• Нотарикон.
• Темура.
• Гематрия.
• Пневматика.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КАББАЛА
Масора. Свод передаваемых из поколения в поколение правил, которыми обязаны руководствоваться переписчики Свитков Торы, называется масора, что означает "традиция", "предание". В масоре учтены и изучены все без исключения особенности написания и произношения текста Танаха.
Первоначально еврейская Библия была написана консонантным письмом; гласные не указывались, хотя иногда долгие гласные и дифтонги обозначались соответствующими буквами. Для семитоязычных читателей отсутствие гласных не создает затруднений, так как смысл написанного во многом ясен из контекста. Однако, с точки зрения теологии, в священных текстах крайне нежелательно оставлять «лазейки» для «еретической» интерпретации. Благодаря деятельности масоретов текст еврейской Библии снабжен знаками огласовки и кантилляции.
Считается, что масора была завершена к 10 в. н.э., но основная работа проводилась до 7 в., поскольку Коран уже следует масоретской традиции полной огласовки. Масоретская вокализация не существовала в раннее время, что видно по Септуагинте, греческому переводу еврейской Библии (2 в. до н.э.). Например, стих Ис 24:23 гласит: «И покраснеет луна (лвн), и устыдится солнце (хм)». В Септуагинте же появились «кирпич» (евр. «левена») вместо «луны» (масоретское «левана») и «стена» (евр. «хома») вместо «солнца» (масоретское «хама»). Такое расхождение вызвано отсутствием знаков огласовки.
Другая особенность домасоретского периода – свобода в передаче текста. В самой Библии некоторые фрагменты сохранились в двух или даже в трех вариантах. Так, десять заповедей представлены дважды (Исх 20:2-17 и Втор 5:6-18), и различия между ними нельзя свести к ошибкам переписчиков. Чтение согласно версии в Книге Исхода: «Помни (зехор) день субботний, чтобы святить его», в то время как чтение согласно версии в Книге Второзакония: «Наблюдай (шемор) день субботний, чтобы свято хранить его». Эту непоследовательность в дошедших до нас древних памятниках хорошо иллюстрирует сопоставление 2 Цар 22 и Пс 17. Очевидно, что оба фрагмента являются одним произведением, представленным в двух версиях.
Масореты уничтожали рукописи еврейской Библии, отклонявшиеся от принятого ими варианта (Textus receptus), поэтому серьезные расхождения в библейских рукописях были неизвестны вплоть до 1947, когда в Кумране были найдены т.н. свитки Мертвого моря. Они включали тексты Книги Исайи, сильно отличавшиеся от Textus receptus и друг от друга. Их ценность в том, что они представляют домасоретский текст, который свидетельствует о непоследовательности в передаче текста священных книг. Конец этой распространенной практике положила унификация, проведенная масоретами и лидерами еврейских общин, действовавшими по их программе.
Открытие других рукописей Мертвого моря из Вади-Мураббат, датируемых временем восстания Бар-Кохбы (132–135), показало, что Textus receptus создавался и распространялся в период между разрушением Иерусалима в 70 (тогда кумранские свитки уже были спрятаны) и 132, поскольку тексты Вади-Мураббат совпадают с Textus receptus.
Как правило, масореты не вносили исправлений в консонантный текст. Редкие поправки переписчиков имели место, если не было иной возможности избежать чтения, противоречившего основополагающим вероучительным принципам. Например, первоначальное чтение Быт 18:22 («Господь же еще стоял пред лицем Авраама») с теологической точки зрения кощунственно, поскольку создается впечатление, что Авраам превыше Бога. В результате исправления этот стих в Textus receptus приобрел вид: «Авраам же еще стоял пред лицем Господа». Но в большинстве случаев масореты исходили из принципа, что консонантный текст изменению не подлежит, а вмешательство должно ограничиваться исправлением огласовки и примечаниями на полях.
Масора включала в себя также сложную систему музыкальных знаков (акцентов), которые задают правильное интонирование (распев) при чтении Библии в синагоге и одновременно интонационно членят фразы подобно современным знакам препинания.
Существуют три масоретские системы: вавилонская, палестинская и тивериадская. Последняя стала общепринятой и теперь является стандартной для всех изучающих иврит. Хотя масора – явление позднее, она в какой-то степени отражает живой библейский язык. Невозможно провести реконструкцию библейского произношения, не взяв за основу масоретскую систему огласовки. Вокализация средневекового и современного иврита (в том числе и в Израиле) также основана на масоретской. Хотя масореты стремились, в первую очередь, представить авторитетный текст еврейской Библии, результат выполненной ими работы превзошел первоначальный замысел, так как была закреплена система гласных (а следовательно, также морфология и нормы произношения) иврита, возрожденного в 20 в. и ставшего одним из государственных языков Израиля.
Мишна (евр. «повторение») - древнейшая часть Талмуда, в которой изложен Устный Закон, по преданию полученный Моисеем одновременно с Письменным Законом (Торой) на горе Синай. Мишна включила в себя Галаху, Аггаду и Мидраш; за исключением небольшого количества арамейских и греческих слов написана на иврите.
Записывать Устный Закон начали в конце первого века н. э. — после разрушения римлянами Второго храма в 70 г. В прежние времена считалось, что запись устной традиции противоречит духу еврейского Закона, но под властью Рима угроза потерять вековой опыт обострилась. Систематизация накопленных знаний стала необходимостью. Работа нескольких поколений еврейских ученых — таннаев — по составлению Мишны завершилась в начале 3 века. Окончательная редакция была осуществлена раввином Иегудой Ганаси.
Мишна состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов (седеров): Зраим («Семена») — законы, касающиеся земледелия; Моэд («Срок») — законы о соблюдении праздников и постов; Нашим («Женщины») — законы, касающиеся брака, семейного быта и развода; Незикин («Ущербы») — собрание гражданского и уголовного права; Кодашим («Святыни») — законы относительно храмовой службы, жертвоприношений и ритуального убоя животных; Тохорот («Чистота») — законы о ритуальной чистоте.
Один из трактатов Мишны — трактат Авот («Отцы») не содержит правовых норм, а является собранием высказываний известных еврейских мудрецов.
Основой Мишны являются постановления, источниками которых служили галахические законы, местные правила и обычаи, конкретные судебные решения, высказывания еврейских мудрецов, а также толкования библейских текстов самими таннаями и комментарии Иегуды Ганаси. Правовые нормы приводятся, как правило, без указания источника, но иногда упоминается не только имя автора того или иного закона, но и описывается ситуация, в которой данный закон был сформулирован. Хронологическая неоднородность источников прослеживается в языке, стиле и разных способах подачи материала.
Мишна не является сводом законов в современном понимании. Помимо конкретных постановлений, приводятся дискуссии ученых по тому или иному вопросу. В таких случаях Иегуда Ганаси либо принимает мнение одной из сторон, либо высказывает свою собственную точку зрения.
Именно из-за такого многостороннего подхода Мишна Иегуды Ганаси стала для еврейских ученых каноническим текстом. Изучение Мишны, полемика, различные толкования и дополнения к ней стали основой для создания Иерусалимского и Вавилонского Талмудов.
Гемара - толкование Закона божьего. Вместе с Мишной составила основу Талмуда. Гемара (от арамейского ; букв. завершение, изучение, воспринятое от учителя), свод дискуссий и анализов текста Мишны, проводившихся амораями, включающий их постановления и уточнения Закона. В обиходе термином Гемара часто обозначают Талмуд в целом, а также каждый из составляющих его трактатов в отдельности. В тексте печатных изданий Вавилонского Талмуда (а также виленского издания Иерусалимского Талмуда) Гемара отделяется от Мишны сокращением. Гемара сопровождает Мишну как в Вавилонском, так и в Иерусалимском Талмудах, хотя не все и не одни и те же трактаты.
Всего насчитывается пять миров, пять уровней познания. Все они, как описывает "Книга Зогар" - основной каббалистический источник - присутствуют внутри человека и построены по единой схеме. Каждый из миров является следствием предыдущего. Все, что есть в нашем мире - любой атом, клетка, организм - имеет свой корень, прообраз в мирах духовных. В высших мирах нет материальных понятий, там существуют только силы, порождающие объекты нашего мира и наши ощущения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ КАББАЛА
В каббале имеется три основных раздела, и в каждом из них говорится о постижении Общего Закона мироздания. Есть раздел, изучающий нисхождение миров и импульсов поступенчато, вплоть до нашего мира. Он занимается исследованием исключительно высших миров: их функционированием, управлением, воздействием на нас; тем как мы своими поступками влияем на высшие миры, и какова их обратная реакция.
Следующий раздел каббалы занимается методикой развития души, внутренней части человека, принадлежащей высшему миру. Эта часть не имеет ничего общего с витальной, жизненной силой нашего организма, которая не отличает человеческие тела от животных.
Все процессы, связанные с нисхождением души в физическое тело, выходом из него после биологической смерти и нисхождением в новое тело, называются "кругооборотами души". В отношении тел такого понятия не существует.
Раздел каббалы, в котором разработан математический (понятийный) аппарат для описания духовных процессов, позволяет каббалисту изучать их воздействие на себе, анализировать, градуировать, сопоставлять поступающие свыше сигналы с собственными реакциями на них.
Каббала – древнеиудейская эзотерическая традиция, основоположником которой на гиперборейском этапе развития человечества являлся Адам, а на арийском этапе - Авраам. Эта традиция была передана непосредственно от Творца к творению.
«Термин Каббала означает на древнееврейском не что иное, как «традиция» в самом общем смысле; и хотя чаще всего он обозначает эзотерическую традицию или традицию, связанную с посвящением, когда его используют без специальных уточнений, но иногда также бывает, что его применяют к самой экзотерической традиции. Сам по себе этот термин способен, таким образом, обозначать любую традицию; но раз он принадлежит к древнееврейскому языку, то нормально, при его использовании в других языках, относить его только к древнееврейской традиции, или (если предпочитают иной, возможно, более точный способ выражения) к специальной древнееврейской форме традиции» (Р.Генон).
Необходимо различать Каббалу как историческое явление, как традицию и каббалу как науку, как теоретическую область знаний. Первая неотъемлемым образом связана со второй. Для того чтобы не путаться с этими двумя аспектами каббалы, условимся писать Каббалу как традицию с заглавной буквы, а каббалу как науку – с прописной.
Цель науки каббала – развить в человеке шестой орган чувства, благодаря которому человек в полной мере сможет ощутить живого Бога. Цель самой каббалистической традиции – установить связь между земным миром и миром небесным. Эта связь должна способствовать организации общества людей согласно всевышней воле Творца, а не так, как это угодно людям.
Изучение каббалы позволяет постичь Смысл всех смыслов, так как в ней излагается происхождение и сущность нашего мира, а также структура высшего мира. Именно Каббала является родоначальницей той ветви эзотерики, происхождение которой было вызвано волеизъявлением самого Творца. Ведь пробуждение Авраама было вызвано тем, что сам Творец вышел на контакт с ним и поведал ему тайны Каббалы. Сам термин «каббала» иногда переводится и как «воспринятое предание». И необходимо всегда помнить, что первоначально восприятие это происходило не от человека к человеку, а от Бога к человеку. Достойными наследницами Каббалы впоследствии стали такие традиции, как йога, гнозис и суфизм. Но никогда не следует делать вывода, что с рождением гнозиса завершилась традиция Каббалы, а с рождением суфизма завершилась традиция гнозиса. Все эти традиции мирно сосуществуют в настоящее время, так как в основе своей они нисколько не противоречат друг другу. Но если гнозис и суфизм стали преемственниками Каббалы на Западе, то йога – на Востоке.
В Талмуде каббалой называются части Торы не входящие в Пятикнижие. Непосредственно в постталмудическую эпоху так обозначается вся Устная Тора. По мере кодификации и канонизации Учения, область применения термина «каббала» сужается, сдвигаясь при этом в его некодифицированную область.
Что же представляет собой каббала как учение, как тайная наука? На этот и другие вопросы, связанные с каббалой, попытаемся ответить с точки зрения самих каббалистов.
По их мнению - Каббала это методика постижения духовных миров и нашего мира, как их следствия. С одной стороны, изучение каббалы дает нам знание о духовных мирах, с другой стороны сам процесс постижения каббалы развивает в нас дополнительный орган ощущения, позволяющий нам войти в контакт с духовными мирами.
Предмет изучения каббалы.
Что дает человеку Каббала? Согласно Каббале есть четыре вида знания, которые может и должен постичь человек. Эти четыре вида знания и составляют канон сакральной науки каббалы – канон, который соблюдается во всякой эзотерической традиции, а не только в Каббале.
Первый вид Знания – знание о творении (учение о Десяти Сфирот). Это знание заключает в себя изучение создания и развития миров в объеме постижимом человеком, а именно: каким образом Творец путем последовательных сокращений создал миры и существа, их населяющие. Учение о творении, которое излагается в каббале в философии принято именовать панентеистической концепцией, которая представляет собой теоретический синтез теизма и пантеизма.
Второй вид Знания – знание о функционировании (учение о карме). Изучение сущности человека, его взаимосвязи и взаимодействия с духовным миром. Законы взаимодействия духовного и материального миров и их следствия.
Третий вид знания - кругооборот душ (теория реинкарнации). Изучение сущности каждой души и ее кругообращения. Связь души с общим управлением системы миров, ее кругообороты, циклы жизни и смерти - от чего зависят все наши пути в этом мире.
Четвертый вид знания – знание об управлении. Изучение нашего мира - неживой, растительной, животной и человеческой природы, их сущность, роль и управление ими из духовного мира. Управление свыше и наше восприятие Природы, Времени, Пространства.
Трудно описать весь спектр вопросов, на которые в состоянии ответить наука каббала, так как этот спектр слишком обширен. Вот лишь основные области исследования науки каббала:
1)сотворение мироздания, включая духовные миры, наш космос, солнечную систему, неживую, растительную, животную природу и человека;
2)течение и конечную цель процесса развития;
3)возможность вмешательства человека в этот процесс (антропологический фактор);
4) связь между сегодняшним состоянием и теми, в которых мы пребывали до появления на этой земле человека и общества;
5) смысл того отрезка жизни, в течение которого мы существуем, как биологическое тело и ощущаем через него окружающий мир;
6) состояние, в котором мы существуем до нашего рождения; наше состояние в этом мире, состояние, в котором мы пребываем после смерти;
7) кругообороты жизни - существуют ли они, и каким образом связаны между собой;
8) возможность включения в течение земной жизни в высшую форму, в которой мы пребываем до момента рождения и после смерти;
9) источники наук, искусства, культуры - т.е. всего, что связано с языком, поведением человека, их корни и причины реализации именно в таком виде.
Все вышеперечисленные вопросы освещает каббала, потому что она выводит общий Закон, дает суммарную формулу описания всего мироздания. Эйнштейн мечтал найти формулу, которая бы объединяла всю вселенную, со всеми ее деталями, понимая, что если такая формула истинна, то должна быть очень прозрачной: взаимодействие между несколькими параметрами путем простой функциональной зависимости. Каббала приводит нас к этой проясняющей все формуле. По крайней мере, к такому выводу пришли каббалисты в результате своих исследований, и человек, изучая каббалу, может лично убедиться в этом.
Основные разделы каббалы.
Как в любой науке, в каббале существует теоретическая и практическая сторона, куда включается собственный язык, понятийный аппарат, самостоятельные инструменты исследования, постановка экспериментов и сравнительный анализ.
Теоретическая Каббала:
• Масора.
• Мишна.
• Гемара.
Практическая Каббала:
• Нотарикон.
• Темура.
• Гематрия.
• Пневматика.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КАББАЛА
Масора. Свод передаваемых из поколения в поколение правил, которыми обязаны руководствоваться переписчики Свитков Торы, называется масора, что означает "традиция", "предание". В масоре учтены и изучены все без исключения особенности написания и произношения текста Танаха.
Первоначально еврейская Библия была написана консонантным письмом; гласные не указывались, хотя иногда долгие гласные и дифтонги обозначались соответствующими буквами. Для семитоязычных читателей отсутствие гласных не создает затруднений, так как смысл написанного во многом ясен из контекста. Однако, с точки зрения теологии, в священных текстах крайне нежелательно оставлять «лазейки» для «еретической» интерпретации. Благодаря деятельности масоретов текст еврейской Библии снабжен знаками огласовки и кантилляции.
Считается, что масора была завершена к 10 в. н.э., но основная работа проводилась до 7 в., поскольку Коран уже следует масоретской традиции полной огласовки. Масоретская вокализация не существовала в раннее время, что видно по Септуагинте, греческому переводу еврейской Библии (2 в. до н.э.). Например, стих Ис 24:23 гласит: «И покраснеет луна (лвн), и устыдится солнце (хм)». В Септуагинте же появились «кирпич» (евр. «левена») вместо «луны» (масоретское «левана») и «стена» (евр. «хома») вместо «солнца» (масоретское «хама»). Такое расхождение вызвано отсутствием знаков огласовки.
Другая особенность домасоретского периода – свобода в передаче текста. В самой Библии некоторые фрагменты сохранились в двух или даже в трех вариантах. Так, десять заповедей представлены дважды (Исх 20:2-17 и Втор 5:6-18), и различия между ними нельзя свести к ошибкам переписчиков. Чтение согласно версии в Книге Исхода: «Помни (зехор) день субботний, чтобы святить его», в то время как чтение согласно версии в Книге Второзакония: «Наблюдай (шемор) день субботний, чтобы свято хранить его». Эту непоследовательность в дошедших до нас древних памятниках хорошо иллюстрирует сопоставление 2 Цар 22 и Пс 17. Очевидно, что оба фрагмента являются одним произведением, представленным в двух версиях.
Масореты уничтожали рукописи еврейской Библии, отклонявшиеся от принятого ими варианта (Textus receptus), поэтому серьезные расхождения в библейских рукописях были неизвестны вплоть до 1947, когда в Кумране были найдены т.н. свитки Мертвого моря. Они включали тексты Книги Исайи, сильно отличавшиеся от Textus receptus и друг от друга. Их ценность в том, что они представляют домасоретский текст, который свидетельствует о непоследовательности в передаче текста священных книг. Конец этой распространенной практике положила унификация, проведенная масоретами и лидерами еврейских общин, действовавшими по их программе.
Открытие других рукописей Мертвого моря из Вади-Мураббат, датируемых временем восстания Бар-Кохбы (132–135), показало, что Textus receptus создавался и распространялся в период между разрушением Иерусалима в 70 (тогда кумранские свитки уже были спрятаны) и 132, поскольку тексты Вади-Мураббат совпадают с Textus receptus.
Как правило, масореты не вносили исправлений в консонантный текст. Редкие поправки переписчиков имели место, если не было иной возможности избежать чтения, противоречившего основополагающим вероучительным принципам. Например, первоначальное чтение Быт 18:22 («Господь же еще стоял пред лицем Авраама») с теологической точки зрения кощунственно, поскольку создается впечатление, что Авраам превыше Бога. В результате исправления этот стих в Textus receptus приобрел вид: «Авраам же еще стоял пред лицем Господа». Но в большинстве случаев масореты исходили из принципа, что консонантный текст изменению не подлежит, а вмешательство должно ограничиваться исправлением огласовки и примечаниями на полях.
Масора включала в себя также сложную систему музыкальных знаков (акцентов), которые задают правильное интонирование (распев) при чтении Библии в синагоге и одновременно интонационно членят фразы подобно современным знакам препинания.
Существуют три масоретские системы: вавилонская, палестинская и тивериадская. Последняя стала общепринятой и теперь является стандартной для всех изучающих иврит. Хотя масора – явление позднее, она в какой-то степени отражает живой библейский язык. Невозможно провести реконструкцию библейского произношения, не взяв за основу масоретскую систему огласовки. Вокализация средневекового и современного иврита (в том числе и в Израиле) также основана на масоретской. Хотя масореты стремились, в первую очередь, представить авторитетный текст еврейской Библии, результат выполненной ими работы превзошел первоначальный замысел, так как была закреплена система гласных (а следовательно, также морфология и нормы произношения) иврита, возрожденного в 20 в. и ставшего одним из государственных языков Израиля.
Мишна (евр. «повторение») - древнейшая часть Талмуда, в которой изложен Устный Закон, по преданию полученный Моисеем одновременно с Письменным Законом (Торой) на горе Синай. Мишна включила в себя Галаху, Аггаду и Мидраш; за исключением небольшого количества арамейских и греческих слов написана на иврите.
Записывать Устный Закон начали в конце первого века н. э. — после разрушения римлянами Второго храма в 70 г. В прежние времена считалось, что запись устной традиции противоречит духу еврейского Закона, но под властью Рима угроза потерять вековой опыт обострилась. Систематизация накопленных знаний стала необходимостью. Работа нескольких поколений еврейских ученых — таннаев — по составлению Мишны завершилась в начале 3 века. Окончательная редакция была осуществлена раввином Иегудой Ганаси.
Мишна состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов (седеров): Зраим («Семена») — законы, касающиеся земледелия; Моэд («Срок») — законы о соблюдении праздников и постов; Нашим («Женщины») — законы, касающиеся брака, семейного быта и развода; Незикин («Ущербы») — собрание гражданского и уголовного права; Кодашим («Святыни») — законы относительно храмовой службы, жертвоприношений и ритуального убоя животных; Тохорот («Чистота») — законы о ритуальной чистоте.
Один из трактатов Мишны — трактат Авот («Отцы») не содержит правовых норм, а является собранием высказываний известных еврейских мудрецов.
Основой Мишны являются постановления, источниками которых служили галахические законы, местные правила и обычаи, конкретные судебные решения, высказывания еврейских мудрецов, а также толкования библейских текстов самими таннаями и комментарии Иегуды Ганаси. Правовые нормы приводятся, как правило, без указания источника, но иногда упоминается не только имя автора того или иного закона, но и описывается ситуация, в которой данный закон был сформулирован. Хронологическая неоднородность источников прослеживается в языке, стиле и разных способах подачи материала.
Мишна не является сводом законов в современном понимании. Помимо конкретных постановлений, приводятся дискуссии ученых по тому или иному вопросу. В таких случаях Иегуда Ганаси либо принимает мнение одной из сторон, либо высказывает свою собственную точку зрения.
Именно из-за такого многостороннего подхода Мишна Иегуды Ганаси стала для еврейских ученых каноническим текстом. Изучение Мишны, полемика, различные толкования и дополнения к ней стали основой для создания Иерусалимского и Вавилонского Талмудов.
Гемара - толкование Закона божьего. Вместе с Мишной составила основу Талмуда. Гемара (от арамейского ; букв. завершение, изучение, воспринятое от учителя), свод дискуссий и анализов текста Мишны, проводившихся амораями, включающий их постановления и уточнения Закона. В обиходе термином Гемара часто обозначают Талмуд в целом, а также каждый из составляющих его трактатов в отдельности. В тексте печатных изданий Вавилонского Талмуда (а также виленского издания Иерусалимского Талмуда) Гемара отделяется от Мишны сокращением. Гемара сопровождает Мишну как в Вавилонском, так и в Иерусалимском Талмудах, хотя не все и не одни и те же трактаты.
Всего насчитывается пять миров, пять уровней познания. Все они, как описывает "Книга Зогар" - основной каббалистический источник - присутствуют внутри человека и построены по единой схеме. Каждый из миров является следствием предыдущего. Все, что есть в нашем мире - любой атом, клетка, организм - имеет свой корень, прообраз в мирах духовных. В высших мирах нет материальных понятий, там существуют только силы, порождающие объекты нашего мира и наши ощущения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ КАББАЛА
В каббале имеется три основных раздела, и в каждом из них говорится о постижении Общего Закона мироздания. Есть раздел, изучающий нисхождение миров и импульсов поступенчато, вплоть до нашего мира. Он занимается исследованием исключительно высших миров: их функционированием, управлением, воздействием на нас; тем как мы своими поступками влияем на высшие миры, и какова их обратная реакция.
Следующий раздел каббалы занимается методикой развития души, внутренней части человека, принадлежащей высшему миру. Эта часть не имеет ничего общего с витальной, жизненной силой нашего организма, которая не отличает человеческие тела от животных.
Все процессы, связанные с нисхождением души в физическое тело, выходом из него после биологической смерти и нисхождением в новое тело, называются "кругооборотами души". В отношении тел такого понятия не существует.
Раздел каббалы, в котором разработан математический (понятийный) аппарат для описания духовных процессов, позволяет каббалисту изучать их воздействие на себе, анализировать, градуировать, сопоставлять поступающие свыше сигналы с собственными реакциями на них.
Человек, который ступил на путь изучения каббалы, начинает его с изучения и развития духовного, с возвеличивания его. В этом учении нет подавления страстей, достаточно жить по законам общества. Следует также понимать, что это путь мистика, он индивидуален и зачастую не подходит для других. Каббала, Бог в которой все сущее вокруг, стремиться к его познанию в малом (т.е. в человеке). Почитайте статью https://fudim.com.ua...?category_id=21 Доступным языком написано, что такое кабала.
Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков.