Теоретики в области мотивации начинают с допущения, что для каждой формы поведения есть своя причина. Их цель заключается в выявлении этих самых причин. Исследователи стремятся быть эклектичными; свои выводы они основывают на открытиях и принципах, заимствуемых из различных дисциплин. В прошлом книги о мотивации писались с опорой на какую-то одну дисциплинарную концепцию. Теоретики могли пытаться объяснить поведение исходя, например, лишь из анализа биологических механизмов. Но эта традиция умерла, потому что оказалось невозможным объяснить все поведение, опираясь на какой-то один базовый механизм или систему. Например, для того чтобы понять биологические структуры, нам необходимо сначала определить ту роль, которую играет окружающая среда. Без определенного вклада со стороны окружающей среды многие структуры не смогут развиться до нужного уровня (Plomin, DeFries, 1999).
Теоретики в области мотивации стремятся узнать, что провоцирует человека на ту или иную форму поведения. Хотя важно показать и то, что изменение поведения — результат определенных интервенций (например, терапии пли установления системы вознаграждении), исследователи пытаются докопаться до первопричины: что является причиной действия? Они хотят понять, какую роль в этом играют биология, научение и познание.
В 1960-70-х гг., когда теоретикам в области научения удалось показать, что разнообразные формы поведения могут быть усилены, ослаблены или изменены посредством установления системы вознаграждений, многие психологи и дилетанты стали верить в то, что в основном поведение человека может быть объяснено с точки зрения принципов научения. Лишь после того как было продемонстрировано, что существует множество ситуации, в которых процесс научения оказывается просто невозможным, психологи умерили свои экстравагантные притязания в отношении роли научения в нашей жизни. В конце концов когнитивным психологам удалось показать: размышления также становятся причиной поведения, а не просто сопровождают его, после чего предположение о том, что любое поведение может быть объяснено принципами научения, было оставлено в стороне. Процесс научения очень важен для понимания действия, но он не является его единственной причиной.
Каковы причины поведения
Психологи различают причины достижения и избегания (Higgins, 1997). Первое предполагает: люди совершают действия из-за того, что они чего-то хотят, желают или в чем-то нуждаются. Зачастую такое поведение описывается в терминах достижения конкретной цели; человек может, например, хотеть съесть сэндвич, потому что он голоден. Но бывают и ситуации, когда желание, запрос или потребность невозможно сразу же свести к какой-то конкретной цели. Если мы хотим, например, независимости, то речь не идет о какой-то одной цели; обычно в таком случае мы можем представлять сразу несколько вещей — например, что у нас есть отдельная комната, своя машина или куча денег.
Поведение избегания предполагает, что люди совершают действия для того, чтобы чего-то избежать. Такое поведение также можно описать в терминах конкретной цели. Боязнь насекомых или змей подпадает под эту категорию. Тревогу же, напротив, иногда бывает сложно свести к какой-то одной конкретной цели. Люди, испытывающие тревогу, зачастую просто не могут определить ее источник; речь идет лишь о переживании ими неконкретизированного ощущения угрозы.
Причины поведения, направленного на избегание, бывают подчас непреодолимыми; т. е. речь идет не просто о том, что они вредоносны или вызывают чувство отвращения, а о том, что их сложно (а иногда даже невозможно) игнорировать.
Например, те, кто боится насекомых или змей, ощущают сильную л резкую потребность уйти подальше от таких объектов. Поскольку зачастую люди не могут определить источник своей тревоги, они пытаются справиться с пей, находя безопасное место. Например, человек, испытывающий тревогу на вечеринке и не знающий ее источника, может принять решение уйти домой. Стремление к поведению избегания бывает столь непреодолимым, по-видимому, из-за того, что нередко оно связано с угрозой для нашей жизни. В рамках биологической концепции существуют две базовые цели любого человека — выживание и воспроизведение. Если возникает ситуация, представляющая угрозу нашей жизни, то нам необходимо тут же найти какой-то выход из нее.
Бывает, что ситуации, не представляющие реальной угрозы для жизни, вызывают у нас такие же реакции избегания. Некоторые теоретики (например, LeDoux, 1996) высказывают предположение, что люди и животные устроены (или смогли развиться) таким образом, что они скорее готовы рассмотреть нечто как угрозу и выжить, чем рискнуть и потом погибнуть.
Популярные темы на форумеd
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме