Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению – как сильно они скучают.
Артур Шопенгауэр
Согласно определению, данному в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, зависть – это «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». В толковом словаре под редакцией С. А. Кузнецова это определение несколько расширено: «Зависть – чувство досады, раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого». В любом случае, завистью называют комплекс негативных эмоций, вызванных благополучием другого человека или его превосходством.
В бытовом сознании под завистью чаще всего понимают неприязненное, враждебное отношение к богатству, успехам, популярности, способностям или социальному положению другого человека. При этом завидующий человек непроизвольно относит объект зависти к категории победителей, а себя – к проигравшим, и в этот момент никакие доводы разума уже не действуют, а психику заполняют исключительно эмоции, причем только негативные.
Особенность зависти состоит в том, что если большинство других грехов сосредоточивают внимание на самом человеке и его положительных ощущениях, зависть фокусируется на других людях. При этом человек как бы «забывает» о себе и думает только об успехе или радости другого. Об этом говорит даже структурный анализ данного слова: «за-висть», «за-видовать», то есть – «видеть за другого». А с другой стороны – не видеть ценности собственной жизни, не уметь радоваться собственным успехам, не замечать своей уникальности и все свое внимание уделять явным или мнимым преимуществам окружающих людей.
Зависть подобно зеркалу злой волшебницы, которое превращает все хорошее – в плохое, радость окружающих – в собственное раздражение, успехи и преимущества других – в чувство собственной ущербности. Если большинство смертных грехов (похоть, обжорство, гордыня) доставляют человеку удовольствие, то зависть заставляет его переживать целый комплекс негативных эмоций, отравляющих его жизнь. Казалось бы – если этот грех такой неприятный и приносит только огорчения – от него нужно немедленно отказаться, но не тут-то было! Основа его, по-видимому, заложена на генетическом уровне, а труднее всего отказаться именно от генетически обусловленных неосознанных программ поведения, вложенных нам природой. Выход здесь один – понять, что стоит за этой разрушительной программой, с какой целью она была вставлена в человеческое подсознание, и как мы можем ее изменить, чтобы она не портила нам жизнь, а приносила пользу. Зависть – это незримый яд, отравляющий человеческую душу и его тело, но этот яд вполне можно нейтрализовать. Стас Янковский писал: «Зависть – это такое особое чувство справедливости, бывает двух видов: корыстная и бескорыстная. Корыстная – хочу, чтобы и у меня это было, бескорыстная – хочу, чтобы и у него этого не было!»
В народном сознании принято различать два вида зависти – «черная» и «белая». Первая насыщена отрицательными эмоциями и пожеланием счастливчику всяческих бед, вторая предполагает позитивное отношение к другому человеку и желание достичь подобного успеха. Можно также сказать, что «белая» зависть – это зависть, основанная на разуме. Человек анализирует свои возможности и возможности другого человека, после чего решает, что и он (она) способны достичь того же. С помощью разума и логики человек решает, кому имеет смысл завидовать, а кому нет; а, позавидовав чужому успеху, строит планы и предпринимает действия по достижению такого же или большего успеха. А «черная» зависть – пассивна и разрушительна, она не мотивирует завистника на какие-то действия и поэтому – не конструктивна. Человеку остается лишь мучиться от собственного бессилия и проклинать несправедливую судьбу. Привычка завидовать трудно поддается искоренению, потому что дает весьма удобное оправдание собственному бездействию, позволяя легко объяснить свои неудачи и разочарования. В отличие от зависти черной, белая – подталкивает людей к соперничеству, к соревнованию, и тем самым совершенствует мир. В конце концов, люди изобрели самолет именно потому, что позавидовали птицам – причем «по белому».
Интересно, что у зависти есть и другие цвета, кроме черного и белого. По-латыни она звучит livor – «синева». Древние римляне говорили «посинел» от зависти, в то время как русские – «позеленел». А в Китае зависть имеет красный цвет, потому что ее там называют «болезнью красных глаз».
Михаил Веллер так написал о зависти: «В идеале человек стремится быть значительнее всех остальных людей. В идеале он хочет: я почти бог, весь в белом на Олимпе, а остальные – в дерьме внизу в болоте, и по сравнению с их ничтожностью я огромно, предельно значителен. Позитивная половина стремления – сделать себя выше всех. Негативная половина стремления – сделать всех ниже себя. Вот эту негативную половину мы и называем завистью. Зависть – это негативный аспект стремления к самореализации, который выражается в стремлении опустить всех как можно ниже, чтобы тем самым быть как можно выше всех».
Зависть как смертный грех
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Исход 20; 17
Зависть – один из грехов, запрещенных Десятью Заповедями; он заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. Предметом зависти может быть как материальное богатство, так и нематериальные вещи (красота, успех, добродетель и т. п.). Дело в том, что упование на Бога предполагает, что все, чем обладает человек, происходит от Бога: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». При этом, по мнению служителей церкви, Бог дает каждому человеку то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божьим. Желание обладать тем, что Бог дал другому человеку, таким образом, по определению противоречит планам и замыслам Творца. Таким образом, получается, что зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Бога.
Апостол Павел в послании к Галатам включает зависть в число «дел плоти», противопоставляемых им плодам Духа. Кроме того, апостол в послании к Тимофею особо отмечает, что зависть не обязательно направлена на материальные блага. Весьма существенной причиной ее является желание первенства и власти. Наиболее ярким и трагическим примером зависти является зависть фарисеев и книжников к Иисусу Христу, приведшая к гибели Спасителя на кресте.
Несмотря и на то, что зависть входит в список семи смертных грехов, и на то, что чувство это доставляет массу неприятностей, до сих пор ее не удалось изжить. Интересно, что последовательность основных пороков со временем менялась. Еще папа Григорий Великий, живший в VII веке, при составлении списка опираясь на восемь помыслов Евагрия Понтийского, заменил «печаль» «завистью». Тогда она стояла четвертой в списке грехов. А в XIII веке Фома Аквинский предложил использовать последовательность, которая наиболее известна сегодня: лень, зависть, гнев, уныние, жадность, чревоугодие, блуд – то есть поставил зависть уже на второе место.
Рене Декарт считал зависть особым видом печали, смешанной с ненавистью, которую испытывают, когда видят благо у тех, кого считают недостойными этого блага. И с этой точки зрения, по мнению философа, ее можно извинить, если чувство обращено против тех, в чьих руках полученное благо может обернуться злом. Но в то же время Декарт называл зависть пороком, представляющим собой природную извращенность, заставляющую людей досадовать при виде блага, выпавшего на долю других. По мнению французского философа, данное чувство, как никакое другое, вредит благополучию людей, отнимая радость не только у самого завистника, но и у тех, кто его окружает.
К сожалению, следует признать, что все мы в той или иной степени подвержены этому греху. Это обусловлено тем, что у любого человека всегда найдется какое-то количество потребностей, которые он не может удовлетворить, и амбиций, где его превосходят другие люди. А также потому, что гораздо легче объяснить свои промахи и недостатки не собственной слабостью и ленью, а ошибкой или несправедливостью судьбы, которая вместо нас почему-то облагодетельствовала других.
Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.
Франсуа де Ларошфуко
Получается интересная картина – все люди завидуют, но почти никто не признается в своем грехе. Почему? На этот вопрос хорошо ответил Михаил Веллер: «Почему же мы стыдимся своей зависти? Вернее – стыдимся показывать ее? Потому что это означает признать, что уровень твоих возможностей ниже уровня амбиций. Что ты не можешь того, что хочешь. Это означает публично расписаться в своей малозначительности, слабости, признании другого лучше себя».
Зависть в нашей жизни
По зависти противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.
Герман фон Гельмгольц
В Древней Греции царствовал тиран Дионисий (старший) Сиракузский. Он успешно правил своей страной, подавляя восстания подчиненных владений, а его государство обладало большим количеством золота и серебра. Почет и кажущееся уважение преподносили этому тирану его подданные – хотя были попытки, и не раз отравить тирана. Фаворит Дионисия – Дамокл, пользуясь благосклонностью царя, получал все удовольствия от властелина, но ему очень хотелось получить и трон Дионисия. Чтобы удержаться возле властителя, он говорил своему господину льстивые слова восхищения, слова почтения и восторга. И однажды он назвал тирана счастливейшим из смертных, но эти слова, однако, не обрадовали всевластного царя.
В ответ на льстивые слова Дионисий предложил Дамоклу поделиться своим счастьем и предоставил в его распоряжение все прелести и удовольствия своего двора. Более того, на пиру Дионисий посадил Дамокла на свое место, а сам сел поодаль. Дaмокл сидел на троне, наслаждался своим положением и весело пировал, но вдруг увидел, как все присутствующие как-то странно смотрят то на него, то на потолок над ним и перешептываются.
Тогда он поднял голову и посмотрел вверх. От того, что он там увидел, у него перехватило дыхание и учащенно забилось сердце. Над его головой висел огромный меч. Он был привязан к потолку на тоненькой ниточке из конского волоса и в любой момент мог оборваться, раздробив хозяину трона череп и шейные позвонки.
Дaмокл в страхе вскочил со своего места и отсел в сторону. В этот момент он познал непрочность земного счастья тирана, и его зависть мгновенно исчезла. Он осознал, как переменчива судьба земного владыки, так как многие люди хотят свергнуть его и занять вожделенное место. Дамокл стал умолять правителя отпустить его, так как он уже полностью отведал счастья Дионисия и больше не хотел его испытывать.
В наше время многие девушки мечтают о карьере топ-моделей. Они видят их на экранах телевизоров, на обложках глянцевых журналов и отчаянно завидуют длинноногим красавицам. Девчонки мечтают, как попадут в вожделенную среду, станут такими же красивыми и успешными, как их будут добиваться симпатичные мужчины, как их фотографии заполнят обложки модных журналов, как они будут путешествовать по миру и т. д. «Ну почему этой жизни живут они, а не я», – думают девушки, отчаянно завидуя счастливицам.
И здесь мы сталкиваемся с сущностью этого греха. «За-видовать» – видеть, причем только преимущества. Но то, что объекты зависти переживают – скрыто за кадром светской хроники. А у профессии топ-модели есть много неприятных моментов. Это строжайшая диета, которая разрушает пищеварительную систему, костную и иммунную систему организма. Это сдвинутый в ночное время режим дня, это смена часовых поясов, это череда укладок, шампуней, бальзамов, лаков и прочей химии, которая по несколько раз в день обрушивается на их волосы, со временем приводя их в полную негодность. Это жесткая конкуренция, интриги и зависть – в качестве той милой психологической атмосферы, в которой они вынуждены существовать 24 часа в сутки. И что с ними будет в 35–40 лет? В лучшем случае четверть из них успеет выгодно выйти замуж, а остальным придется лишь вспоминать о былой славе – без профессии, с нарушенным обменом веществ и неустойчивой нервной системой.
Ну как, вы еще завидуете топ-моделям? Если все-таки – «да», заклеивайте холодильник скотчем и грызите сухарик. Дай Бог вам удачи на пути греха зависти.
Зависть присуща человеку независимо от пола, темперамента, характера (хотя считается, что флегматики завидуют не так сильно, как холерики). От этого порока одинаково страдают и безработные, и миллионеры, и слесари, и звезды шоу-бизнеса. Правда, с возрастом зависть ослабевает. По данным социологических исследований, ее уровень у людей снижается начиная с 60 лет. Может быть, это связано с тем, что пожилые люди начинают задумываться о переходе в «мир иной» и стараются заранее избавиться хотя бы от части грехов, а может, в этом возрасте люди наконец начинают ценить жизнь за ее простые радости и меньше предъявляют к ней претензий за то, что судьба, по их мнению, им недодала. Больше же всего недовольных распределением благ среди молодых людей от 18 до 25 лет. Им хочется всего и сразу, и часто они не желают понимать, что деньги, слава и другие атрибуты успеха являются результатом упорного труда, а не подарком слепой фортуны.
Завидовать можно всему. Женщины завидуют модной одежде, новой прическе, элегантным туфлям, яркому цвету лака на ногтях. Еще больше – вниманию мужчин к другим женщинам. Поэтому объектом зависти у женщин часто является муж, любовник, друг или верная подруга. А также социальный статус, зарплата, машина и т. д. Мужская половина более чувствительно реагирует на карьерный взлет приятелей, их материальный успех, общественный статус, престижную марку автомобиля, размер коттеджа, славу и известность.
Ю. Карольсфельд.
Каин убивает Авеля
История зависти насчитывает многие тысячелетия. Начнем с Библии. Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не былo оценено по достоинству. Братья Иосифа продали его в рабство, потому что отец любил его больше. Царь Саул пытался убить беззащитного Давида, когда почувствовал, что народ любит его подданного сильнее, чем его самого. На всем жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.
В Библии, в первой книге Моисея, рассказывается, как пострадал от зависти сводных братьев легендарный Иосиф, впоследствии совершивший немало чудес в Египте. Его отец Израиль с самого начала выделял его среди других своих сыновей от разных жен, что конечно же не нравилось его братьям. Впрочем, Иосиф сам способствовал негативному отношению братьев к себе и даже не старался найти с ними общий язык, а, наоборот, «стучал» на них своему папаше («И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их»). Отец же, вместо того чтобы соблюдать хотя бы видимость справедливости, наоборот, и внешне выделил своего любимчика, купив ему разноцветную одежду, что в те скудные времена казалось верхом роскоши. Иосиф, видя такое расположение родителя, возгордился еще больше и стал рассказывать братьям сны, которые еще больше провоцировали их зависть и ненависть.
«Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» Дальнейшее развитие ситуации было практически предопределено. Братья замыслили разделаться с заносчивым родственником и лишь в последнее мгновение решили смягчить его участь, продав в рабство купцам, направляющимся в Египет.
«...И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане. И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет. И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда или нет. Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф».
И действительно, зависть пробуждает в душах людей самые негативные чувства, похвастаться которыми может далеко не каждый. Еще французский философ Клод Адриан Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под ее знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги». На страницах самых талантливых литературных произведений нашлось место этому человеческому греху. Джонатан Свифт, Оноре де Бальзак, Мольер, Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Петрарка – все они писали о зависти. Этот список можно продолжать практически бесконечно, потому что данная тема никогда не иссякнет и не потеряет свою актуальность. С помощью сатиры или трагедии великие писатели пытались донести до своих читателей всю тяжесть данного чувства для всех, кто с ней сталкивается.
В Средние века мир воспринимался в аллегориях и символах. Так и зависть изображалась в виде змеи, жабы, медузы, страшной старухи, ее считали порождением дьявола. Такие образы использовались художниками, например Джотто, для изображения этого пагубного чувства, которое своим ядом отравляет души людей. Тогда же зависть начали связывать с ложью, призванную закрывать, как маской, истинные чувства человека.
Зависть, как жажду, вызванную опьянением, невозможно утолить. Чем выше поднимается человек по общественной лестнице, тем больше он завидует тем, кто хоть чем-то его превосходит. Примером может явиться Га й Калигула – древнеримский тиран и насильник. Римский историк Светоний так писал про него: «Зависти и злобы в нем было не меньше, чем гордыни и свирепости. Он враждовал едва ли не со всеми поколениями рода человеческого. Статуи прославленных мужей, перенесенные Августом с тесного Капитолия на Марсово поле, он ниспроверг и разбил так, что их уже невозможно было восстановить с прежними надписями; а потом он и впредь запретил воздвигать живым людям статуи или скульптурные портреты, кроме как с его согласия и предложения. Он помышлял даже уничтожить поэмы Гомера. Почему, говорил он, Платон мог изгнать Гомера из устроенного им государства, а он не может?
Птолемея, о котором я уже говорил, он и пригласил из его царства и принял в Риме с большим почетом, а умертвил только потому, что тот, явившись однажды к нему на бой гладиаторов, привлек к себе все взгляды блеском своего пурпурного плаща. Встречая людей красивых и кудрявых, он брил им затылок, чтобы их обезобразить. Был некий Эзий Прокул, сын старшего центуриона, за огромный рост и пригожий вид прозванный Колосс-эротом; его он во время зрелищ вдруг приказал согнать с места, вывести на арену, стравить с гладиатором легко вооруженным, потом с тяжело вооруженным, а когда тот оба раза вышел победителем, – связать, одеть в лохмотья, провести по улицам на потеху бабам и, наконец, прирезать. Поистине не было человека такого безродного и такого убогого, которого он не постарался бы обездолить».
Популярные темы на форумеd
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме