Стресс - это напряженное состояние человека, которое возникает при воздействие на него эмоционально отрицательных и экстремальных факторов внешней среды. Другими словами стресс - это универсальная реакция организма на различные по своему характеру раздражители. И из первого, и из второго определения вытекает удивительный факт: как хорошие события (например значительное повышение зарплаты), так и плохие (заболевание близкого человека) способствует возникновению и формированию стресса.
Для человека не приятно то, что организм очень сильно реагирует на стресс. Существует теория, согласно которой человеческий мозг не смог развиваться до такой степени, чтобы справляться со стрессами XX-XXI веков в нужном ритме. И постепенно организм выработал реакцию на стресс, которая со временем стала крайне вредней для него самого. Этой реакцией стали болезни. Сегодня доказано, что во многих случаях причиной гипертонии, язвы желудка, ишемической болезни сердца и многих других является стресс.
Но стресс это не только болезни. Стресс может повлиять и на ухудшения взаимоотношений с окружающими, разрушить карьеру, привести к суициду. Что же служит причиной стресса? Психологи считают что причинной стресса являются стрессоры - неблагоприятные факторы, вызывающие в организме состояние напряжения, стресс. В жизни мы сталкиваемся с самими различными стрессорами. Одни из них относятся к окружающей среде (жара, холод), другие имеет эмоциональную природу (раздражительность, депрессия), третьи психологическую (свадьба, развод). Но в любом случае не в зависимости от типа стрессора организм и психика человека, как уже говорилось выше реагирует одинаково. Наш организм в процессе эволюции научился реагировать на стрессоры мгновенным изменением психологического состояния, повышением скорости деятельности и приливом сил. В тоже время организм научился выдавать так называемую стрессовую продукцию - повышать артериальное давление, учащать мышечные сокращение, повышать уровень холестерина в крови и соляной кислоты в желудке. А результатом стрессовой реакции, хронической или затяжной, становятся различные заболевания.
Стрессор заставляет человека или бороться, или бежать от неприятностей. Подобная реакция называется стрессовой реактивностью, которая заключается в увеличении мышечного напряжения, учащение сердцебиения, повышение артериального давления и нервного возбуждения, уменьшения слюноотделения, усиления потоотделения, увеличения содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличения секреции соляной кислоте в желудке, изминение волновой активности мозга, частых позывов к мочеиспусканию. Чем больше человек находиться в измененном физиологическом состояние, возникшем под воздействием стресса, и чем больше это изменение отличается от нормы, тем больше вероятность того, что такая стрессовая реакция обернется болезнью. В зависимости от индивидуальных особенностей люди по разному реагируют на стресс. Они становятся сверх возбужденными, суетятся, много говорят и двигаются. Другие затормаживаться, впадают в состояние эмоционального ступора, становятся молчаливыми и как бы выпадают из жизни.
Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу, тот индивидуальный уровень напряженности, до достижения которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стресса продолжается длительное время, усиливается и становиться выше порога чувствительности, у человека существенно снижается успешность работы и качество жизни. Жить и работать без стресса невозможно: без необходимости бороться и преодолевать трудности человек дряхлеет, становиться слабым и беспомощным. Однако, перешагнув индивидуальный порог по силе и длительности воздействия, стресс становиться губительным: у человека возникает усталость от стресса, истощение, он может даже заболеть. Замечено что, за 10 - 15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжёлый инфаркт. И наоборот, кратковременный сильный стресс может мобилизовать человека, встряхнуть его, повысить жизненный тонус.
А как развивается и протекает стресс? Да очень просто, практически у всех людей одинаково, проходя следующие стадии: нарастания напряжения, собственно стресс и снижение внутреннего напряжения. Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек заводиться в течении 2-3 минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается несколько дней, недель или месяцев. Но в любом случае состояние и поведенные человека попавшего в стресс резко меняется на противоположный знак. Действительно спокойный и сдержанный человек резко становиться суетливым, раздражённым, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.
На первой стадии исчезает психологический контакт общения, проявляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с содержательных моментов на личные. И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность деятельности, постепенно самоконтроль ослабевает. Человек теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.
Во время второй стадии происходит полная или частичная потеря эффективного и сознательного самоконтроля. Стресс начинает негативно воздействовать на психику человека, который может вообще не понимать что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно, не полностью. Многие отмечают, что в стрессовом состояние они сделали то, что в спокойной обстановке не когда бы не совершили. Как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна - от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Ученые отмечают, что стресс может накапливаться годами. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость. На третей стадии он останавливается и возвращается к самому себе, часто переживая чувство вены и клянется что этот кошмар больше не повториться.
Но проходит время и стресс повторяется. А все дело в том, что у каждого человека свой, индивидуальный сценарий [u]стрессового поведения[/u], выражающий в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий устанавливаться в детстве, когда родители конфликтуют на глазах ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Следует отметить, что одни стрессуют чуть ли не каждый день, но не в больших дозах, но особенно агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими. Другие несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и впадая в тяжёлое состояние стрессового угара. Таким образом, стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводиться не только по частоте и форме проявления. Повторяются также направленность стрессовой агрессии - на самого себя, или на окружающих. Один винит во всем себя и ищет, прежде всего, собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны.
Усвоенный в детстве стрессовый сценарий запускается [u]почти автоматически[/u]. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, неудачно брошенного собеседником слова, как словно против воли человека включается стрессовый механизм и начинает раскручиваться маховик этого мощного и убийственного оружия. Человек провоцирует напряжение или активно вступает в конфликт по какой то мелкой, объективно не существенной причине. У него искажается восприятие людей и ситуации, он предает негативное значение деталям, на которое в спокойном состояние почти не обращал внимания.
Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.
В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.
В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N. Н. Rizvi отметил следующее:
«1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.
2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию, агрессии, принятию решения об устранении и ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.
Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе все еще фрагментарны и неопределены».
Р. Лазарус также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не существует установившейся терминологии. Даже определения стресса часто очень существенно различаются. Правда, такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многие другие.
Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы – например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, – физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с психологической структурой личности, взаимодействующий с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с ... психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать».
Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и односторонними психологическими представлениями явилось то, что некоторые авторы, особенно отечественных работ, этому понятию предпочитают другое – «психическая напряженность». Одной из основных причин такого предпочтения, по мнению Н. И. Наенко, является свобода этого термина от отрицательных ассоциаций с другими близкими понятиями и его нацеленность, связь с необходимостью изучения психологического функционирования человека в сложных условиях.
Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.
В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и другие. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.
Однако, по мнению Н. И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно заключить о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяется и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение».
Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Н. И. Наенко раскрывается их роль в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.
В психологической структуре психической напряженности особая роль принадлежит мотивационным и эмоциональным компонентам. Автором в теоретико-экспериментальных исследованиях обоснована целесообразность разделения понятия психическая напряженность на два вида – операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональным переживанием, оценочным отношением к деятельности.
Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить его как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней.
Требуется обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменологического разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.
В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенное и адекватное условиям функционирование организма и личности.
Можно предположить, что характер соотношения категорий «мотив–цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и проявления психологического стресса и в этой связи данное понятие является возможно более емким, чем понятие эмоционального стресса.
Однако до настоящего времени оба этих понятия используются, как правило, в качестве синонимов и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однозначного определения.
Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.
Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующие развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».
Г. Н. Кассиль, М. Н. Русалова, Л. А. Китаев-Смык и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.
Ю. Л. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса – с его прорывом. К. И. Погодаев, учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось, что Р. Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.
В медицине основной акцент в оценке сущности эмоционального стресса делается не на начальных состояниях, а на конечных фазах эмоционально-стрессового процесса, являющихся патогенетической основой многих заболеваний.
Как считает В. Л. Вальдман с соавт, в явлении эмоционального стресса следует различать:
а) комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угрозы», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);
б) процесс психологической адаптации к эмоционально-негативному субъективному состоянию;
в) состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.
Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям) сопровождается, по мнению авторов, широким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологического) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.
В деятельности человека-оператора основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмоционального (психического) состояния на процесс его функциональной активности, на результативность работы. Состояние эмоциональной (психической) напряженности как раз и определяется по возникновению помех этой деятельности, появлению ошибок, отказов и т. д. В период развития непосредственной психологической реакции на экстремальное воздействие возникает больше всего аварийных ситуаций. На первом этапе стрессовой реакции остро развивающееся эмоциональное возбуждение играет роль дезорганизатора поведения, особенно в том случае, если содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности. Нарушается сложный процесс анализа и плана формирования деятельности, выбора наиболее оптимальной ее стратегии.
С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие как тревога, напряжение и т. п. По утверждению Ч. Д. Спилбергера, состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности характеризуется как личностная тревожность.
При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий стресса и состояния тревоги, но и акцентирование внимания на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время С. D. Spielberger предложил использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По мнению автора, понятие «стресс» должно использоваться для соотнесения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями. Стресс может пониматься как промежуточная переменная и в собирательном смысле для отображения всей сферы исследования.
Термин «стресс» Ч. Д. Спилбергером предлагается использовать для обозначения степени распространения или величины объективной опасности, связанной со свойствами раздражителя в данной ситуации. Иначе говоря, термин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической или психологической опасности. Автор признает, что такое определение стресса, очевидно, более ограниченно, но в то же время более точно, чем то, которое используется в настоящее время.
В противоположность понятию «стресс», отражающему объективные свойства стимулов, характеризующих ситуацию, термин «угроза» по мнению автора должен использоваться для описания субъективной (феноменологической) оценки индивидом ситуации как заключающей в себе физическую или психологическую опасность для него. Несомненно, оценка ситуации в качестве опасной или угрожающей будет зависеть от индивидуальных различий в способностях, умениях, свойствах личности, а также от специфики личного опыта индивида в переживаниях подобных ситуаций.
Ч. Д. Спилбергер считает, что термин «состояние тревоги» должен использоваться для отражения эмоционального состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у индивида, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность.
Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело значительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы – причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обосновано, иногда им подменяются другие близкие (но не всегда) по смыслу термины, – например, довольно часто любое эмоциональное напряжение называют стрессом. Неоднозначность понимания стресса приводит к различиям во взглядах на сущность тех или иных психических явлений, несовпадению трактовок изучаемых феноменов, противоречивости полученных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.
Логика изучения проблемы и расширение сферы проявления стрессовых состояний обусловливают необходимость дальнейшего развития понятийного аппарата в этой области, дифференциации и четкой иерархии основных понятий. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время наряду с понятием «психологический стресс», который, как отмечено выше, некоторыми рассматривается в качестве синонима «эмоционального стресса», все чаще используется дифференцировка этого вида стресса в понятиях «профессиональный», «информационный», «операциональный», «посттравматический» и т. д.
Для меня стресс - это вся моя жизнь. Усталость одолевает. Отдыхать не получается. За выходные и за ночь не успеваю отдохнуть. Как найти в себе резервы? Может, я слишком ответственная и выкладываюсь на работе на 200%? Тогда нужно стать безответственной? И получу негатив от начальства....и снова стресс...замкнутый круг какой-то...
Стресс проявляется в следующих симптомах:
• Тяжелые головные боли во время выходных
Резкое падение уровня стресса может вызвать сильную боль и мигрень. Для предотвращения этих симптомов, постарайтесь спать в определенное время, и правильно питаться.
• Менструальные боли
Женщины в состоянии стресса испытывают сильные боли в животе во время менструального цикла. Этот симптом вызван гормональными расстройствами, которые вызывают стресс. Упражнения аэробики идеально подходит для уменьшения боли. Объяснение заключается в том, что физические упражнения освобождают гормоны, которые снижают активность вегетативной нервной системы.
• Кошмары
В нормальном состоянии, сны положительные, так что вы можете проснуться в лучшем состоянии, чем легли спать. Но когда вы в состоянии стресса, вы просыпаетесь несколько раз за ночь из за кошмарных снов и прерываете нормальный процесс сна. Это способствует появлению кошмаров, и сон становится беспокойным и плохим. Чтобы предотвратить это, старайтесь спать 7-8 часов в сутки, установить определенные часы сна, и избегайте потребление алкоголя и кофеина перед сном.
• Кровотечение десен
По данным исследований, люди в состоянии стресса представляют высокий риск заболевания пародонтозом. Высокий уровень кортизола, гормона стресса влияет на нормальное функционирование иммунной системы, что позволяет бактериям атаковать десна. Если у вас ненормированный рабочий день, и вы вынуждены и обедать на рабочем месте, старайтесь чистить зубы после каждого приема пищи.
• Угри
Стресс стимулирует воспаление кожи, что приводит к появлению внезапной угревой сыпи. Для лечения этого типа угрей, следует использовать мази на основе салициловой кислоты или перекиси бензоила, вещества, которые убивают бактерии. Кроме того, целесообразно использовать и увлажняющие кремы для предотвращения сухости кожи. Если кожа не реагирует на такое лечение, следует обратиться к дерматологу, который порекомендует другого лечения.
• Тяга к сладкому
Не всегда женские гормоны ответственны за пристрастие к сладкому. Главным врагом является стресс.
• Зуд кожи
Люди с хроническим зудов кожи в два раза больше подвержены стрессам, чем люди, которые не страдают от этого состояния. Стресс и тревога являются причинами многих проблем с кожей, таких как дерматит, экзема и псориаз. Таким образом, стресс активирует определенные нервные волокна, которые вызывают зуд.
• Аллергии
Белки стимулирует выработку гормонов стресса в крови, что вызывает аллергические реакции. Таким образом, люди, которые и так страдают от аллергии, в состоянии стресса могут испытывать ухудшения. Если раньше считалось, что от стресса страдает только нервная система человека, стало ясно, что стресс вызывает всевозможные нарушения в работе всего организма человека.
Для меня стресс - это вся моя жизнь. Усталость одолевает. Отдыхать не получается. За выходные и за ночь не успеваю отдохнуть. Как найти в себе резервы? Может, я слишком ответственная и выкладываюсь на работе на 200%? Тогда нужно стать безответственной? И получу негатив от начальства....и снова стресс...замкнутый круг какой-то...
Может в таком случае надо поменять что-то? Например, работу. Ведь если она приносит столько стресса, значит, где-то в подсознание, вы неуверены в том, что там делаете и переживаете из-за всего. Или можно просто поменять свое отношение к тому, что происходит. И это вовсе не означает, что надо наплевательски относиться к своим обязанностям. Как вариант, если это Ваш случай, надо научиться иногда и отказывать и не брать на себя слишком много работы, выполнение которой Вас вводит в стресс. Ведь со временем ресурсы организма иссякнут и Вы вообще не сможете работать...
у меня лично стресс бывал только после того как я проигрывал в чем нибудь, начиная от компьютерных игр и заканчивая участием в соревнованиях по плананию, взял попил чутка то, что мама пила в своё время (вообще это бады если что) и на самом деле вроде по-спокойнее стал даже) сам удивляюсь. Щас нашел на сайте информацию о них, ссылочку приложу (не знаю можно тут так или нет) http://visionnam.ru/promo/8.html
там когда нажмешь узнать больше тебе вся информация придёт. Если что пиши в личку расскажу что да как.
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету.
Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших
количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной.
Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы
Прекрасное средство для улучшения памяти, снятия тревоги, стресса, депрессии - масло сандалового дерева! У этого масла медитативный, гармонизирующий, даже слегка вызывающий эйфорию аромат. Превосходное масло для тех, кто хочет повысить умственную и духовную энергии. Аромат сандала сочетается с иланг-иланг, сосной, ладаном, миррой, пачули и гвоздикой. Предпочитаю исключительно высококачественные масла Primavera life. Покупаю в интернет-магазине ЭкоПроспект. Имеются двух видов: Полинезийский и Индийский. Индийский по действию посильнее будет.
Возникновение стрессовых ситуаций у человека связано с ослаблением его связи с его душой, когда он теряет ощущение внутренней гармонии и тихой радости.
Где то читала, что стресс может вызывать не только отрицательные, но и положительные эмоции. Интересно, в каких случаях он может быть полезен?
Стресс может быть полезен, если он вызывает катарсис, энергетическую разрядку внутренних напряжений.
Однако злоупотреблять таким методом очистки психики не стоит - это может создавать новые проблемы.
Стресс лучше разряжать с помощью психоэнергетических методик.