Не составит особого труда представить себя проживающим множество жизней, причинное развитие жизней, предшествующих вашей настоящей жизни и следующих за ней. Это означает просто размножить свое Я в истории и не требует особых интеллектуальных потуг. А вот увидеть наше настоящее существо как часть большего существа гораздо труднее. Теория реинкарнации предполагает, что за на¬шей настоящей тождественностью стоит коллективная тождественность, такая же уникальная, как и наша, но более обширная по глубине и масштабу. Попытка понять концепцию такого существа и наше отношение к нему — наверное, самая большая проблема, вызываемая сдвигом к реинкарнационному мировоззрению.
Давайте начнем исследование с нескольких основных вопросов, естественно вытекающих из картины реинкарнации, нарисованной в предыдущих главах. Если я до своей настоящей жизни уже прожил многие другие, что произошло с тем опытом, который я приобрел? Находится ли он внутри меня, отражается ли в моих нынешних интересах и способностях? Несомненно, они — часть этого опыта, и все же, может быть, за этим есть что-то еще? К примеру, я прожил много жизней, значит, я неоднократно проходил через опыт старения. Предположим, я жил как старик или старая женщина не менее десяти раз. Что же про¬изошло с этими опытами старения? Если я не однажды наблюдал, как дети делают за меня ту работу, которую я привык делать сам, как их дети становятся взрослыми, куда же делся этот опыт? Если я неоднократно был свидетелем приближения смерти, видел, как день за днем она подходит все ближе, что стало с мужеством, мудростью, прозрением, которые пробудила во мне эта встреча? Короче говоря, если я сейчас живу как молодой мужчина или молодая женщина, где “мой” опыт старости? Имею ли я доступ к нему? Может ли он помочь мне, когда я вновь буду переживать процесс старения?
По сути, эти вопросы означают: каков настоящий статус моих предыдущих жизней, когда мое новое Я заняло их место на Земле? Продолжают ли они функционировать отдельно как активные жизненные формы или каким-то образом внедрены в меня и, следовательно, существуют лишь как воспоминания, ментальные эхо жившего когда-то существа? Это важные вопросы, исследующие нашу собственную судьбу. Очевидно, судьба моих предыдущих жизней в итоге оказывается судьбой моей настоящей тождественности, потому что, по сути, они не отличаются друг от друга. Что про¬изойдет со мной, когда эстафету подхватит “моя” следующая жизнь? Где останусь я? Передав кармическое наследие следующему “стайеру”, я просто прекращу свое существование? Или моя жизнь каким-то образом продолжится через него? Утратив тела, мы становимся центрами осознания, что содержат и объединяют все собранные во время нашего пребывания на Земле опыты. Будем ли мы функционировать в этом качестве, когда факел воплощенных знаний будет передан?
Существует один способ подойти вплотную к ответам на эти вопросы: представить себе длинный ряд жизней, причем каждую — так подробно и ярко, насколько вы в состоянии это сделать. Нужно включить в нее все, что бывает в жизни: радости и разочарования, счастливую любовь и разбитые сердца, разлуки и встречи. Создав хотя бы несколько таких воображаемых жизней, вы поймете, что все переживания просто не могут находиться внутри вас неизменными, какими они были в ваших предыдущих жизнях. В реинкарнационной литературе нередко можно прочитать, что “вы — продолжение всего, что было прежде”. Приведенное выше упражнение, однако, показывает, что если я в каком-то смысле — продолжение предыдущих жизней, то вовсе не сумма их опытов. Моя мудрость слишком мала, чтобы вместить в себя их коллективную мудрость; моя радость — это не сумма их радостей. Если моя жизнь опережает их в каком-то прогрессивном развитии, она также повторяет человеческий опыт, каждый раз проживая его по-новому, по крайней мере, в опре¬деленном смысле. Итак, мы вернулись к первоначальному вопросу. Если я не накапливаю и не интегрирую все опыты моих предыдущих жизней, где же тогда они находятся? Можно спросить и проще: у кого они?
Размышления такого рода привели многих сторонников реинкарнации к разговору о Сверхдуше. Если термин душа используется для обозначения сознания, накапливающего и интегрирующего опыты одной инкарнации, то Сверхдушой называется сознание, накапливающее и интегрирующее опыты не только моей жизни, но всех жизней, которые были до меня и будут после.
Все эти жизни мыслятся находящимися внутри Сверхдуши, сохраняя каким-то образом свою автономность и в то же время объединяясь с более обширным сознанием. Возможно, это происходит так же, как воспоминание об одном дне присоединяется к воспоминаниям о другом, оставаясь при этом отдельным от него. Моя настоящая жизнь — развитие Сверхдуши, один круг внутри другого, значительно превосходящего его жизненного круга. Следователь¬но, Сверхдуша — это более глубокая моя тождественность, чем та, которую я принял при рождении. Через Сверхдушу я укореняюсь в более глубинной истории.
Именно Сверхдуша создает тот вид, который я имею сейчас. Не я выбирал компоненты своей настоящей жизни, так как моя личность не существовала до тех пор, пока не были сделаны эти выборы. Их не могла совершить и жизнь, непосредственно предшествующая моей. Они осуществлены моей “полной тождественностью”, интегративной суммой всех опытов родословной моего Я, уходящей за пределы времени. Сверхдуша выбирает определенные компоненты моей жизни, чтобы совершенствовать и обогащать собственную жизнь. Строго говоря, это не я инкарнируюсь много раз, а Она.
Когда я впервые начал постигать природу Сверхдуши, то был заинтригован, но одновременно встревожен и даже раздосадован, потому что привык считать себя первичной реальностью и не хотел эти позиции сдавать. Меня приучили думать о себе в рамках данного тела и данной личности. Что бы ни было прежде и после, важно только мое настоящее Я! Если же за моей Я-личностью скрывается более обширная тождественность, и не универсального Богосознания, но частная, связанная с родословной опыта, тогда моя настоящая кратковременная тождественность чувствует себя как-то ущемленно. Понятие Сверхдуши заставляло меня ощущать себя так, словно я — просто одна рука многорукого существа, захватывающе¬го себе жизнь за жизнью. Из-за огромности Сверхдуши моя жизнь не может идти ни в какое сравнение с ее жизнью. Ее знание намного больше, ее сила много¬кратно превосходит мою, глубина ее интуиции — за пределами того, во что я могу проникнуть. А что же я? Все это вызывало раздражение.
Но наряду с этим я был заинтригован, и мое любопытство привело к тому, что я пошел дальше, мне захотелось исследовать Сверхдушу как концептуально, так и эмпирически. Я стал читать литературу по этой теме, начал серию медитационных упражнений, способствующих открытию канала связи со Сверхдушой. Со временем мои тревога и возмущение улеглись, и я стал чувствовать себя более комфортно, рассуждая о своей тождественности, размещенной внутри некой большей тождественности. Я открыл, что существование Сверхдущи не только не уменьшает ценность моей жизни, но даже увеличивает ее. На фоне этого бесконечного времени и развития начало более рельефно проступать богатство моего частного существования. В итоге я не мог больше сопротивляться зову быть частью чего-то безбрежного.
Прежде чем прийти к этому примирению, я долгое время пытался сопротивляться понятию Сверхдуши, не хотел признавать, что она имеет отношение к моей жизни, не мог понять, неужели эта огромная жизнь не поглотит мою собственную, оставит ее целостной и ценной? И вот во время этой длительной борьбы мне приснился сон, в котором я увидел длинную змею, свившуюся в кольца. Каждое кольцо — один жизненный круг, то есть змея была мегасуществом, чей опыт складывался из индивидуальных витков в согласованное целое. Каждый атом, молекула и клетка каждого кольца одновременно принадлежали и этому кольцу, и всей змее в целом. Этот простой об¬раз вызвал во мне глубокое переживание моего включения в Сверхдушу, но не ответил на все мои вопросы. С одной стороны, я — лишь часть этого существа, одно кольцо среди многих, с другой — всецело являюсь этим существом. Как же переварить смысл всего этого?
Пока я сражался с данной проблемой, случилось не¬что такое, что вызвало второе переживание, после которого впору было кричать: “Эврика!” Фактически оно ничего не добавило к концептуальному пониманию Сверхдущи, но продемонстрировало, как часто природа объединяет множественность и единственность.
Я гулял по берегу моря и случайно наткнулся на большую раковину многокамерного моллюска. Она была открыта и лежала так, что были видны как ее внешняя, так и внутренняя части. Я видел непрерывный ряд камер, начиная с очень маленькой, которые, увеличиваясь, образовывали грациозную разворачивающуюся спираль раковины. Каждая камера олицетворяла для меня отдельную человеческую жизнь, за которой всегда стоит более обширная жизнь. И эти жизни разворачивались, закручивая спираль циклического, по сути, бесконечного развития. В этой раковине было 29 камер, каждая из которых соединялась со следующей маленьким отверстием в стенке.
Затем я изучил внешнюю часть этой же раковины. Она свидетельствовала о целостности, ее четкие коричневые линии объединяли и делали 29 камер единым целым. Дизайн был исполнен так искусно, что раковина казалась расписанной смелыми мазками художника. Коричневые полоски еле заметно пересекали внутренние камеры раковины (см. рис. 3).
Вид лежащих рядом створок раковины помог мне на интуитивном уровне совместить то, что мозг был не в состоянии связать: разделенное на отдельные части с одной стороны, с другой представляло собой единую жизненную форму, выражающую одно намерение. Ни одна сторона не могла существовать без другой. Таким образом, многокамерный моллюск стал для меня метафорой того, как отдельные человеческие жизни могут быть интегрированы в единое большее целое. Это также убедило меня в необходимости рассматривать Я и Сверхдушу как существующие в двух отдельных, но взаимопроникающих реальностях. Естественное окружение Сверхдуши — духовный мир, не ограниченный законами времени и линейной причинности, которые управляют физическим миром. Если я собирался исследовать Сверхдушу (насколько это возможно), значит, мне нужно было освободить свое мышление от законов, управляющих жизнью на физическом уровне. В частности, я собирался научиться думать вневременно, не линейно, а голографически. Эти упражнения продолжаются до сих пор.
Концепция возрождения представлена в этой книге линейно и поэтому неизбежно односторонне. С точки зрения Сверхдуши реинкарнация больше похожа не на длинный непрерывный ряд инкарнаций, а на множественные инкарнации, происходящие одновременно. Действительно, некоторые авторы предполагают, что лучший способ понять, что же на самом деле происходит, - представить, будто все наши жизни разворачиваются одновременно и наши “предыдущие жизни” по-прежнему существуют в своих пространственно-временных зазорах, в то время как мы существуем в своих. С этой точки зрения надо создать новую концепцию кармы, не линейно-причинную, а голографически интерактивную, которая охватывала бы все одновременно развивающиеся жизни. Несмотря на то что я придерживаюсь этой модели и продолжаю разрабатывать это направление, в данной книге я представляю линейное описание реинкарнации, поскольку такой подход более приемлем для настоящего уровня моей компетенции по данному вопросу. Сдвиг к трансвременной модели реинкарнации добавит новое измерение к тому, что представлено здесь и, думаю, не повредит ничему существенному. Такое смещение сохранит основные понятия, рассматривающиеся в данной книге, и в то же время переведет их в другое метафизическое мировоззрение.
Если эго-Я есть наша естественная тождественность в физическом мире, то Сверхдуша — это наша тождественность в мире духовном. Как свидетельствуют субъекты доктора Уайттона, когда мы в “смерти” покидаем физические тела и возвращаемся в духовную сферу, мы (умозрительно) обмениваем нашу тождественность на большую тождественность Сверхдуши, которая включает в себя все жизни, которые мы когда-либо проживали. Следовательно, воссоединиться со Сверхдушой значит одновременно пережить мощное расширение нашего существа и возвращение к большей тождественности.
Я не знаю лучшего описания этого процесса, чем в книге Роберта Монро “Далекие путешествия”. В его отчете представлены переживания, испытываемые в состоянии нахождения вне тела. Многие годы работы по расширению сознания заложили фундамент изложенного в нем эмпирического опыта.
Монро пишет:
“Я в сияющем белом тоннеле и стремительно перемещаюсь. Нет, это не тоннель, а прозрачная излучающая свет труба. Я купаюсь в сиянии, пронизывающем меня насквозь. Яркость и доброжелательное признание окутывают мое сознание, и я смеюсь от радости... Сияющий поток в трубе двусторонний. Поток, льющийся сзади меня, оттуда, откуда я пришел (от Земли), — мягкий, ровный, неослабевающий. Поток, навстречу которому я двигаюсь, совсем другой, он устроен сложнее. Он такой же, как и волна позади меня, но содержит в себе много маленьких волн, входящих в основную вол¬ну. Я — одновременно и основная волна, и маленькая — возвращаюсь к своему источнику. Движение постоянное и размеренное, меня побуждает к нему стремление, которое я осознаю, но не могу выразить. Это знание заставляет меня вибрировать от радостного экстаза.
Создается ощущение, что труба становится больше: кто-то другой входит в нее, другая волна накатывает на меня, и мы становимся с ней одним. Я узнаю другого мгновенно, как и он меня, и... о, великое волнение воссоединения другого Я и моего настоящего Я! Мне никогда не забыть этого! Мы двигаемся вместе, радостно исследуя путь, опыт и знания друг друга. Труба снова расширяется, и еще одно Я присоединяется к нам — процесс повторяется. Наши волны замечательно тождественны, и наша структура растет, становясь обширнее, когда они совпадают по фазе. Они неоднородны, но, соединяясь с соответственными аномалиями в других, приводят к новому и очень важному изменению того целого, каковым мы являемся.
Труба снова расширяется, и я больше не касаюсь ее стен, когда следующее Я вливается в поток. Это особенно волнующий момент, так как воспринимается первым Я как возвращение из внечеловеческого временного пребывания. Наше взаимное сцепление было почти совершенным, и мы стали значительно больше. Теперь мы понимаем: так действует контролируемый сознанием хвост, напоминающий обезьяний, который применяется не только для поддержания равновесия, но и как третья рука для захвата вещей. Он может быть эффективным средством общения, оставляющим далеко позади язык знаков и не менее красноречивым, чем слова.
Постепенно к нам присоединились другие наши Я. И с каждым наше сознание становилось все яснее, и мы больше вспоминали о целом. Сколько нас — это уже неважно. Наши знания и возможности настолько велики, что мы не задумываемся об этом. Это не имеет никакого значения. Мы — одно целое” (с. 120-121). Согласно Монро, для продвижения в трубе к источнику энергии, создавшему все жизни, необходимо было “стать совершенным”. Но он еще не был таковым и потому не мог продвинуться дальше определенной точки.
Если внутри Сверхдуши заключены все способности и знания, накопленные за многие тысячелетия жизни, то на что может быть похоже сознание такого существа? Монро продолжает описывать эту коллективную личность, которой он себя ощущал:
Через нас всех проходил поток объединенной энергии, которая и была нашим сознанием. Он проявлял целостность гораздо большую, чем сумма частей. Наши возможности и знания казались безграничными, хотя мы понимали, что все это имеет силу только внутри энергетических систем нашего опыта. Мы можем создавать время по своему желанию или необходимости... Мы можем но собственной воле создавать материю из других видов энергии или изменять структуру этой материи, включая возвращение к первозданному виду. Мы можем создавать, увеличивать, изменять, модулировать или уничтожать любой объект в рамках полей энергии нашего опыта. Мы можем трансформировать любые из этих полей в другие, за исключением тех, которыми являемся сами. Однако мы не можем создать или постичь нашу первичную энергию, пока не станем совершенными.
Мы можем создать системы, подобные Солнечной, но не делаем этого. Это уже сделано до нас. Мы можем упорядочить то, что окружает планету Земля, но не де¬лаем этого. Это не наша задача. Мы можем отслеживать, дополнять и обобщать пронизывающий пространство и время поток человеческого опыта, как и любой другой опыт похожего содержания. И постоянно делаем это на всех уровнях человеческого сознания, чтобы как следует подготовить эти “грузовые вагоны” основной [т. е. человеческой] энергии для сцепления в общность, которой мы становимся. В этом суть нашего развития. Такая помощь и подготовка ожидаются от нас по требованию одного или более уровней сознания внутри “грузового состава”. Следовательно, сцепление задействуется во многих формах коммуникаций, происходящих между нами, пока не осуществляется окончательная трансформация.
Можно себе представить, каким сильным и волнующим было для Монро это переживание единения с более высокой коллективной тождественностью. Благоговейное знание, которое он приобрел во время этого опыта, очень похоже на то, что переживает человек в околосмертном эпизоде. Люди, проходящие через них, иногда рассказывают, что на несколько мгновений становятся обладателями исключительного знания. Трансформативный эффект даже от однократного соприкосновения с таким знанием очень продолжительный и не утрачивается после того, как знание уходит. В книге “Дальше запредельного” Чарльз Флинн описывает два таких случая:
(1) Чувствуя, как меня обволакивает эта любовь, окруженный знанием, исходящим от нее, я ощущал себя так, будто знаю секрет всего с начала временного отсчета до бесконечности, и понимал, что конца этому нет. Я осознавал, что мы лишь малые части чего-то громадного. Будучи людьми, мы сцеплены друг с другом, как части паззла, и являемся бесконечно малыми частичка-ми Вселенной. Но одновременно мы особые существа.
(2) Во время переживания я знал, что утрачу практически все, кроме малой частички этого важного, абсолютного знания. И я понял одну вещь: большей частью того, что существенно для нас, мы уже владеем. Все, что нам нужно сделать, — найти это внутри себя. В этом смысле в нас заложено громадное количество информации.
Подозреваю, что знание, с которым соприкасаются люди в околосмертном состоянии, может быть знанием, аккумулированным ими в течение преды¬дущих жизней. Если это так, то данное знание — часть их собственной более глубокой индивидуальности — Сверхдуши, которой они на краткий миг становятся7.
Хотя знание и энергия Сверхдуши кажутся экстраординарными, они проявляются, чтобы помочь нам на¬учиться тому, чему мы пришли научиться на Земле. Мы — посредники, через которых она получает знания, необходимые ей для совершенствования. Совершенствуясь сама, она помогает совершенствоваться нам. Мы — ее ученики в школе Земли, ее часть, посланная работать во благо целого, но обязанная забыть свою связь с целым — таково одно из условий обучения.
И все же эта забывчивость может быть в определенной мере преодолена даже во время земного обучения. Узнав однажды о существовании Сверхдуши и нашей связи с ней, мы можем начать открываться ей на более глубинном уровне, сделать в определен¬ной степени бессознательную связь сознательной.
Как отмечал Монро, Сверхдуша может начать оказывать нам настоящую помощь, только если мы сами попросим ее об этом. Данное условие становится общим законом управления духовной сферой: более с¬знательное измерение нашего существа не может помогать менее сознательному, пока оно само не попросит о помощи. До поры до времени мы пытаемся справиться в одиночку, но рано или поздно сталкиваемся с проблемами, превышающими наши ограниченные возможности, и в конце концов в этой жизни или в следующих обнаруживаем существование иной, большей индивидуальности. Но нам не обязательно доходить до конца, прежде чем мы воспользуемся преимуществами экстраординарных ресурсов Сверхдуши и того, что стоит за ними. С ее поддержкой мы можем прожить наши жизни уравновешенно и без напряжения, а не существовать от кризиса до кризиса.
Популярные темы на форумеd
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме