По определению, данному А. Н. Суховым, А. А. Бодалевым, В.Н. Казанцевым, общение – это процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
В качестве основных компонентов общения можно выделить:
1) передатчик, отправитель;
2) получатель, приемник, адресат;
3) канал связи;
4) шум, сигнал;
5) код, декодер.
В структуре общения выделяются следующие элементы:
1) коммуникативно-информационный,
означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;
2) познавательный, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;
3) интерактивный (контактный), связанный с процессом воздействия, поведения.
По мнению Н. А. Соловьевой, в реальном общении каждая из этих сторон не существует изолированно от других, их выделение возможно лишь в экспериментальных исследованиях.
Рассмотренные выше стороны общения проявляются в малых группах, поэтому необходимо дополнительное исследование средств и механизмов воздействия людей друг на друга в условиях совместных массовых действий, при изучении больших групп и социальных движений.
Общение – это полифункциональный процесс. Исследователи, выделяя разнообразные критерии, представляют различную классификацию функций общения:
1) эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая самопознания (А. В. Мудрик);
2) установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А. Б. Доб-рович);
3) сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А. А. Брудный);
4) контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотив-ная, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.
Однако наиболее актуально рассматривать общение в системе отношений, что позволяет выделить три группы функций:
1) психологические, определяющие развитие человека как индивида и личности;
2) социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы;
3) инструментальные, определяющие связи между человеком и миром в широком смысле этого слова, между различными социальными группами.
В целом выделение тех или иных функций общения определяется социально-психологическими проблемами, стоящими перед исследователем.
Популярные темы на форумеd
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме