Все духовные учения, философские или теологические доктрины, все мистические практики связаны с переносом сознания и предусматривают перенос сознания в более высокие по уровням области «я». В своей практической части все духовные учения различаются между собой в методах этого переноса сознания: что и как делается…
Однако, явления переноса сознания свойственны даже обычной жизни, и здесь существует целая гамма переходов или количественных градаций…
Когда философ обдумывает какую-то абстрактную проблему, а математик погрузился в свои формулы, внешний мир часто забывается. Человек, сконцентрировавшийся на решении какой-то задачи, часто ничего не видит и не слышит. Это связано, конечно, с явлением переноса энергий сознания.
Вынужденный перенос сознания человека и всех его внутренних энергий на решение какой-то проблемы, производственной или сложной бытовой ситуации чаще всего связано с тем, что справедливо называется «стрессом». Ушла жена — надо думать, уволили с работы, много усилий нужно для того, чтобы ее найти: во всех таких и подобных случаях возникает стресс. Но понятие стресса, конечно, шире, и далеко не каждый стресс связан с вынужденным переносом сознания…
Когда жизнь бьет ключом по голове, когда человек испытывает разные неприятности — это учит больше, нежели комфорт и благополучие. Но все эти явления вынужденного переноса сознания больше учит примитивного человека, который чаще всего не осознает изменений в своей внутренней энергетике. Тогда как более зрелые в духовной эволюции люди производят перенос сознания добровольно и в радости.
Однако, если не во всех, то уж в подавляющем большинстве неприятностей виновником их является несовершенство самого человека. Но, не желая разобраться в самом себе, не желая обратиться внутрь себя, человек склонен винить окружающих и даже находить козлов отпущения. Причем все по тем же причинам мучительности вынужденных перефокусировок сознания в более высокие по уровням области своего семеричного «Я».
Пилатовское решение многих вопросов — «что есть Истина?» — чаще всего служит великолепным самооправданием творимому злу вследствие собственного несовершенства. Существуют тысячи форм индульгирования как бегства от коренных изменений в собственном самоосознавании. Особенно люди не любят, когда в худшую сторону изменяется их мнение о самих себе, когда они оказываются далеко не такими хорошими, какими себе это представляли. Вот тут-то и требует большое мужество, и справиться с подобными проблемами могут лишь те, кто, приняв тезис о собственном несовершенстве, сознательно совершенствуют себя, имеют внутреннее намерение совершенствоваться.
Тот, кто умеет читать Кастанеду между строк и знаком с книгами Алисы Бейли, сразу поймет, что в наставлениях дон Хуана есть прямые указания на абсорбцию Плотного тела энергетическими слоями-оболочками «Я». Это вбирание в себя Монадой низшей материальности видно, например, из следующей фразы дон Хуана:
«Дон Хуан объяснил, что выражение «склонить чашу весов» означает в магии добавить весь свой физический вес к энергетическому телу. Он сказал, что при использовании сознания в качестве средства перемещения в другой мир решающую роль играет не применение какого-то метода, а совокупность намерения и достаточного запаса энергии…
…Весь наш физический вес должен быть перенесен на энергетическое тело… Трудность этого маневра в том, чтобы обучить энергетическое тело вести себя соответствующим образом. Но вы оба уже сделали это. Плохое умение обращаться с энергетическим телом — единственная причина, по которой вы можете потерпеть неудачу. выполняя этот изящный прием окончательного сталкинга.»
Кроме того, здесь также совершенно определенно намекается и на тот факт, что мистический перенос сознания предусматривает сначала необходимость выработки способностей практикующего функционировать на более высоких энергетических уровнях и соответствующих им октавах вселенских вибраций.
Уместно также здесь будет вспомнить о суфийской школе Гурджиева: ведь переход на более высокие октавы вибраций есть один центральных моментов этого учения. Хотя, впрочем, еще раньше он существовал и в традициях герметизма, т. е. у последователей великого Гермеса Трисмегиста в древнем Египте.
В магических линиях новых видящих эта способность нарабатывается за счет практик сновидения, с прохождением, как минимум, первых трех «Врат сновидения» (см. выше).
Отсюда, в свою очередь, можно сделать один довольно важный вывод: существует немалое множество нюансов и частных форм мистического перехода, но все это многообразие есть многообразие методов, а не внутренней сущности данного процесса. Ибо он, во всех случаях, основан сначала на переносе сознания, а затем и всей жизни, на более тонкие планы и уровни Вселенной.
С позиций макрокосмических вселенских уровней существует прямое подобие между мистическим переносом всей жизни одного человека с аналогичными процессами ждля всей планеты и, далее, космических систем разного уровня, вплоть до всей материальной вселенной в конце большого космического цикла.
Что касается практик новых видящих, то разобраться в разных частных аспектах мистического переноса помогают также представления толтеков об уровнях внимания.
Уровни внимания — это качественные, а не количественные состояния сознания практикующего. Они связаны в первую очередь с наработанными способностями мистика по отслеживанию самого себя, глубине понимания и тонкости видения объектов и явлений внешнего мира.
Ключи к сознанию и уровни внимания. Итак, прежде всего акцентирую факт, который читатель уже мог увидеть выше: ключи к сознанию находятся в самом сознании. Казалось бы, банальнейшая истина? — но почему тогда множество учеников настойчиво ищут механистические способы и методики развития, подменяя личностный прогресс самоосознавания набором механических практик.
Так или иначе, стоит хотя бы теоретически изучить и надлежащим образом усвоить стройные метафизические воззрения об уровнях восприятия и уровнях внимания, чтобы поменьше делать разного рода ошибок и ломиться в открытую дверь…
Учитывая опыт буддийских тантриков, выделим сначала несколько уровней восприятия, соответственно телам семеричного человека:
1) восприятие органами чувств — пять источников: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус;
2) эмоциональное восприятие — «нравится» или «не нравится», «ну очень эстетично!», «просто отвратительно»…;
3) умственное восприятие, особенно для непосредственно не воспринимаемых объектов; вершина умственного восприятия — абстрактные философские и математические понятия, представляющие собою самостоятельные реальности Тонкого мира;
4) восприятие через духовное различение и самопознание — это качественно новое или синтетическое восприятие, доступное лишь творческой интеллигенции или вообще развитым людям, интересующимися самопознанием; на этом уровне «включаются» Каузальное и Буддхическое тела семеричного человека.
Когда Каузальное и Буддхическое тела включаются в процессы познавания, внимание, направленное вовне дает аналитическое духовное различение (добра от не-добра, вечного от временного, и т. д.). Та же самая способность, но направленная вовнутрь самого познающего дает первые результаты самопознания. Но, так или иначе, духовное различение и самопознание соединяются в самом человеке, интегрируются в нем и только в нем.
5) восприятие через йогическое созерцание — очень широкий спектр феноменов, связанных с экстрасенсорным видением, медитативной активизацией тонких энергий и неописуемыми глубинами подлинно духовных постижений, фактически не поддающимися какой-либо единственной классификации и даже исчерпывающим словесным описаниям.
Из этой приведенной схемы видна непосредственная связь уровней восприятия и активностью тех или иных «тел» семеричного человека. Каждое тело человека имеет как свой голос «я», так и является инструментом познавания Монады (или Атмы как ее «ядра» или внутренней сущности).
Однако, приведенная типология явным образом не связана со способностями Монады, или точнее — человеческой Атмы. Конечно, чем тоньше уровни восприятия — тем более развиты духовные способности. Это так, хотя и есть некие исключения: например, экстрасенсорные способности нередко проявляют люди, весьма недалекие в умственном отношении и еще менее устремленные к самым глубинным духовным реальностям своего собственного «Я» (Атмы).
Поэтому один из разделов учения мексиканских толтеков очень существенно дополняет приведенную схему и раскрывает ее с совершенно иных позиций. Это — воззрения новых видящих об уровнях внимания. Акцентация слов «новые видящие» здесь важна очень: они, в отличие от магов древности, думали о том, что видят; а потому и не ловились в ловушки самых первых эффектов и тонких начальных впечатлений.
И вот этот-то самый раздел знаний толтеков, как можно убедиться, напрямую согласуется с теософско-эзотерическими воззрениями об уровнях эволюционной продвинутости Монады (или Атмы).
Первое внимание — это внимание животного уровня, связанное с деятельностью органов чувств в повседневной деятельности; оно затрагивает как способности к чувственному обычному восприятию, так и к сугубо интеллектуальным возможностям обрабатывать сигналы от органов чувств и делать необходимые для низшего-»я» выводы: что выгодно, а что не выгодно; где что можно раздобыть; когда следует куда-то удалиться… Фактически, на этом уровне в основном работает система хищнических запросов «эго» и мышление хищника.
Второе внимание — это контроль сознания за деятельностью первого внимания плюс все эффекты ясновидения, экстрасенсорного восприятия. Второе внимание есть следствие пробуждения Кармического и Буддхического тел у семеричного человека и активизации верхних психических центров (чакр) над диафграгмой.
Третье внимание — это результат пробуждения духовных тел, включая Буддхи и Атму; это — контроль за первым и вторым вниманием. Фактически, людей с хотя бы пробужденным третьим вниманием сейчас единицы из сотен миллионов. Третье внимание непосредственно связано с Кармическим телом, поскольку идет управление намерением. Все вопросы, и типичнейшие ошибки почитателей учения толтеков, связанные с уровнями внимания и намерением будут подробно рассмотрены ниже, во второй части этой книги.
Между пробужденностью второго и третьего уровней внимания и развитостью соответствующих способностей — дистанции огромного размера, обычно даже в несколько отдельных воплощений на Физическом плане. Однако, все большое начинается с малого, и, в эволюционном плане, усилия прошлых воплощений не пропадают даром, а все достижения переносятся в следующие инкарнации Монады.
Так или иначе, для формирования намерения и открытия себя Силе духовных уровней, маг должен сперва научиться отлекать сознания от объектов обычного чувственного восприятия. При этом происходит, в той или иной форме соответственно конкретной методике, нейтрализация магнетических притяжений и отталкиваний. Полярная двойственность низших противоположностей уменьшается качественным образом, и сознание легко переходит на более высокий уровень восприятия и самоосознанности.
Ла Горда объясняла это Кастанеде так:
«Нагваль говорил, что этот момент отвлечения сознания еще более тихий, чем момент выключения внутреннего диалога. Это отключения сознания, эта тишина дают возможность помочь намерению направить второе внимание, управлять им, заставляя делать то или иное…»
В индийской классической Йоге это называется самъямой, которая, в свою очередь, подразумевает последовательное прохождение ступеней от пратьяхары (уведения чувств внутрь сознания) до дхйаны (медитации, или сновидения наяву, в терминах толтеков).
Поэтому простейшие практические шаги по управлению сознанием, начиная с самого начального уровня развития второго внимания, начинаются с элементарного отслеживания своих плотских потребностей, эмоциональных движений душевных оболочек и мыслей. При этом очень ценные указания дон Хуана состояли в необходимости процессов инвентаризации, т. е. необходимости подходить к отслеживанию прошлых и нынешних ситуаций подобно тому, как в магазине проводят инвентаризацию, составляя своего рода списки или каталоги событий, связанных с утечками жизненных энергий, людей и т. п. Для чего все это нужно? — по многим причинам. Но прежде всего — для развития и тренировки Духа в человеке, т. е. следует рассматривать все подобные процессы развития сознания как тренировку для Атмы.
Согласно учению толтеков, видение — это прямое знание, которое возникает при установления соответствия между внешними по отношению к кокону эманациями и эманациями внутри него. Восприятие — это условие настройки: эманации внутри кокона подстраиваются к внешним, подходящим к их эманациям. Настройка это то, что позволяет всем живым существам культивировать сознание.
Настройка эманаций, осуществляемая обычно, — это восприятие повседневного мира, а настройка эманаций, которые никогда не использовались в обычном смысле — это видение. Когда такая настройка происходит, человек видит (или «ясновидение» в современных теософских и оккультных терминах).
Видение, возникающее от необычной настройки, не может быть чем-то, на что смотрят глазами. Более того, когда видящие видят, что-то объясняет по мере того, как возникает новая настройка: голос говорит им в их уши, что есть что. Если такой голос отсутствует, тогда то, во что вовлечен видящий, не является видением. Однако, видение — это не слышание, поскольку это бесконечно больше… Иногда этим способом пользуются неорганические сущности («бесы»), вещая о чем-то человеку, с ослабленными барьерными функциями ауры.
Степень осознания каждого отдельного чувствующего существа зависит от степени того, насколько оно способно позволить большим эманациям вести его.
Сознание отдельного насекомого или человека растет с момента зачатия поразительно различным образом, однако с одинаковым упорством увеличивается, обогащается процессом жизни. Это еще раз свидетельствует, что половая энергия — это нечто предельно важное и что ею нужно управлять и пользоваться с величайшей осторожностью, в целях ее сохранения и перераспределения. Команда Орла состоит в том, что половая энергия должна использоваться для создания жизни. Через половую энергию Орел (Бог, Вселенная) дает сознание, так что, когда чувствующие существа вовлечены в половое сношение, эманации внутри их коконов делают все возможное, чтобы снабдить сознанием новое чувствующее существо, которое они создают.
В процессе полового акта эманации, заключенные в коконах обоих родителей, претерпевают сильное возбуждение, кульминационной точкой которого является соединение, слияние двух кусков света сознания, по одному от каждого партнера, которые отделяются от их коконов. Половое сношение — всегда поставщик сознания, хотя то, что поставляется, может и не объединяться. Эманации внутри кокона не знают сношения ради забавы.
Свет осознания бывает в человеке разного цвета, точнее — оттенков янтарного цвета. Исходная янтарная полоса сознания делится на бесконечное число тонких вариантов, которые отражают различия в качестве сознания. Розоватый и бледно-зеленый янтарные оттенки являются наиболее частым. Голубоватый янтарный цвет наиболее необычен, но еще более редок чистый янтарный. Этот оттенок определяется количеством сэкономленной и запасенной энергии. Бесконечное число воинов начинало с розового оттенка янтарного цвета, а закончило чистейшим янтарным цветом.
На каждом этапе развития некоторая полоса эманаций внутри кокона становится ярче. По мере накопления человеческим существом опыта, эта полоса начинает излучать свет. В некоторых случаях свечение эманаций становится настолько ярким, что они сливаются с внешними эманациями. Из этого наблюдения усиливающегося свечения был сделан вывод: осознание — это как бы исходное сырье, продуктом переработки которого и развития которого является внимание. Таким образом, внимание — это упорядоченное и усиленное процессом жизни осознание. Исходное осознание животного уровня трансформируется до состояния, охватывающего всю гамму человеческих проявлений, а видящие его развивают вообще за пределы всего объема человеческих возможностей.
Итак, первое внимание человека — это животное осознание, связанное с миром повседневной жизни. Оно связано с поверхностью кокона. Это первое внимание блокирует Неизвестное, отрицает его настолько яростно, что оно просто перестает существовать для первого внимания.
Второе внимание — более сложное и специфическое состояние светимости осознания; оно охватывает сознание светящегося тела… Оно начинает работать, когда задействуются эманации внутри кокона, которые обычно не используются. Второе внимание остается на заднем плане в продолжение всей нашей жизни, если оно не выводится вперед благодаря специальной тренировке или случайной травме. Сосредоточение — предшественник второго внимания. Форма, в которой пребывает сознание при таком сосредоточении, принципиально отличается от формы, имеющей дело с повседневны человеческим существованием. Овладев осознанием и стремясь усилить свечение осознания до непостижимых пределов, древние видящие заставляли вспыхивать эманации внутри своих коконов по одной полосе раз за раз, и из-за этого они увязли в трясине второго внимания (т. е. тонкоматериальных, но иллюзорных по отношению к Первоисточнику мирах — объективных и субъективных).
Новые видящие научились одним ударом выводить свечение осознания за пределы кокона, развив способности к третьему вниманию. Оно связано с контролем первого и второго внимания, т. е. знаменует тот уровень, когда видящий приобретает также способность в полной мере контролировать свое видение. Этот очень высокий уровень мастерства уже напрямую связан с перспективой Освобождения, ибо третье внимание достигается, когда свечение осознания превращается в огонь изнутри — свечение, которое зажигает внутри кокона не по одной полосе раз за разом, а одновременно все эманации внутри кокона.
Третье внимание всегда связано с тем, что неописуемо в терминах формального интеллекта. Однако, его можно хотя и косвенно, но достаточно неплохо характеризовать словами «сталкинг сталкинга» или «сновидение сновидения». Думаю, что интуитивно вы поймете, о чем идет речь… Дело в том, что как сновидение, так и в особенности сталкинг осуществляются душевными силами, под руководством со стороны Атмы. Но когда Атма погружена в себя всецело, она может при этом естественно прозревать и свою собственную активность в руководимой ею активности душевных оболочек. Здесь, фактически, мы имеем феномены, называемые Самадхи, сверхсознанием и т. п.
Третье внимание всегда связано с тем, что неописуемо в терминах формального интеллекта. Однако, его можно хотя и косвенно, но достаточно неплохо характеризовать словами «сталкинг сталкинга» или «сновидение сновидения». Думаю, что интуитивно вы поймете, о чем идет речь… Дело в том, что как сновидение, так и в особенности сталкинг осуществляются душевными силами, под руководством со стороны Атмы. Но когда Атма погружена в себя всецело, она может при этом естественно прозревать и свою собственную активность в руководимой ею активности душевных оболочек. Здесь, фактически, мы имеем феномены, называемые Самадхи, сверхсознанием и т. п.
Для развития второго внимания вовсе не обязательно непосредственно совершенствовать способности к ясновидению и «включать» Аджна-чакру (или «третий глаз»). Равно как и наработка качеств третьего внимания может осуществляться не механистическим сдвигом точки сборки.
Типичнейшая ошибка почитателей учения мексиканских толтеков как раз и состоит в том, что развитие качеств второго и третьего внимания они всецело связывают с развитием ясновидения и смещения (сдвига) точки сборки!!!
* * *
Отступление. Второе внимание и внимание сновидения, которое рассматривалось в главе «Сновидение и сталкинг», тесно связаны между собой.
Внимание сновидения — это, как уже было сказано, практически и есть второе внимание, включающееся в состоянии осознанного сна. Осознание и своеобразное «удержание» картины сна является основой всех техник сновидения. Дон Хуан говорил о том, чтобы «войти в состояние второго внимания, удерживая точку сборки в новом положении и не давая ей сдвинуться в исходное».
Ясно, что добиться такого в состоянии бодрствования значительно сложнее, так как надо иметь огромный запас энергии для изначального толчка, сдвигающего точку сборки. Во сне же точка сборки сдвигается естественным образом, и потому энергия требуется только для ее фиксации в новом положении, в процессе, называемом «настройкой» сновидения.
Дон Хуан сравнивал второе внимание с океаном, а внимание сновидения — со впадающей в него рекой. Если второе внимание является способом качественно более полноценного восприятия энергетических полей во вселенной Орла, то внимание сновидения непосредственно подводит к такому восприятию, выхватывая в потоке снящихся образов отдельные объекты, отражающие отдельные структуры «параллельных миров» и не являющиеся обычной фантазией дремлющего мозга.
«Дон Хуан особо подчеркнул, что внимание сновидения — ключ к любому движению в мире магов. Среди множества вещей, присутствующих в наших снах, имеются объекты, которые являются результатом энергетического вмешательства. Они внедрены в наши сны извне посторонними силами. В умении находить и отслеживать их и состоит искусство магии.»
Таким образом, сновидение более естественно, без применения насильственных методик или наркотиков, открывает путь в иные миры и позволяет сновидцу соприкоснуться с энергетическими формами чужих вселенных. То есть, сны — «лазейка в иные сферы восприятия. Через нее просачиваются потоки неведомой энергии.»
* * *
Кто может считается преуспевшим во втором внимании? — только тот, кто контролирует первое внимание плюс свою эмоционально-умственную деятельность и речь. Но для этого так же не обязательно насильственно сдвигать точку сборки или даже «включать» головные чакры; так же, как и достижение чистоты не обязательно происходит через механические промывки органов Эфирного и Астрального тела: все успехи йогов-водопроводчиков можно превзойти, если сочетать правильное питание и гигиену с чистыми мыслями, чистыми словами и чистыми намерениями. Посмотрите на лица истинных преданных Шри Кришны или Господа Рамы — они обычно выглядят намного моложе и чище, нежели у приверженцев классической йоги, что-то в себе прочищающих, что-то в себе запирающих или, наоборот, что-то в своей ауре открывающих! Кто же достиг из них больших успехов во втором внимании?
Что означает, кстати, религиозное понятие «раскаявшийся маг» с позиций биоэнергетики? — Введение в сферу высшей осознанности пагубности своих мистических занятий, итог отслеживания внутренних инволютивных энергий. Плюс перенос энергий сознания и целевых установок намерения вверх, от иллюзорной реальности Плотного, Эфирного, Астрального и Ментального уровней — этих традиционных сфер или областей магии — к духовным уровням Буддхи и Атмы. Этот момент, кстати, очень нечетко показан в «Тайной Доктрине» ЕПБ на примере образа Симона-волхва.
Примерно аналогичным образом можно сказать и о третьем внимании. Если второе внимание основано на эффектах пробуждения духовных способностей, то третье внимание есть уже манифестация, или реальное проявление ранее пробужденных самых глубинных уровней человеческого «Я». То есть, нужен определенный уровень контроля самих способностей второго внимания, чтобы мы могли говорить об успешном развитии качеств третьего внимания. Кто же достиг успеха в развитии третьего внимания? — тот, кто научился проявлять наиболее тонкие качества Духа в повседневной жизни. А, следовательно, по-настоящему любящие Бога и достигли здесь наибольших успехов. Парадоксально звучит? — но ведь это так и есть…
Способность точки сборки притягивать и группировать энергетические пучки (эманации) обусловливает блочную организацию всего восприятия. И прежде всего это связано со свойствами первого внимания: оно воспринимает эманации только блоками или пучками. Эти пучки затем настраиваются на соответствующие им большие эманации (внешние по отношению к кокону), тоже собранные в пучки. Остальные части нашего существа — светящегося кокона — при первом внимании никогда не выделяются и не усиливаются. Они обречены на забвение.
Формирование пучков происходит даже тогда, когда видящий имеет дело с никогда не использовавшимися эманациями, и здесь также имеет еще место организация блоков восприятия.
Перенос энергий сознания. О переносе энергий сознания уже говорилось выше, и мы неоднократно будем возвращаться к этой проблеме ниже. Пока же дополню сказанное раньше несколькими положениями.
Каждый человек обладает врожденным запасом жизненной энергии, которая растрачивается в процессе земной жизнедеятельности. Это — аксиома, существующая как в даосизме, так и в самых разных ветвях индийской Йоги. Естественно, что она существует и в учении мексиканских толтеков. Источником подобной информации являются показания видящих, причем самых разных времен, народов и духовно-эзотерических школ.
Неконтролируемые траты жизненных энергий Праны-Ци всегда рекомендовали сократить до минимума все Учителя, во все времена и у всех народов. Подобная экономия не только усиливает жизненный потенциал (что дает прямую выгоду для здоровья естественным образом, предотвращая разнообразные заболевания без применения специальных лечебных гимнастик и других искусственных по отношению к Атме средств), но и существенно увеличить качество самоосознавания. При этом и скорость земной эволюции существенно возрастает….
Об этом говорится практически во всех книгах по современным оздоровительным системам и духовно-эзотерическим учениям. Вплоть до христианства: там разнообразные заповеди и наставления Отцов непосредственно ведут к сокращению ненужных потерь энергии …
Однако, практически нигде не сказано непосредственно, что экономия расходования Праны-Ци и перенос энергий Праны-Ци — это совсем разные вещи. Параллельно замечу, что развивающие системы (типа «дианетики», «ребефинга» и т. п.) в лучшем случае позволяют экономить расходование жизненных энергий, тогда как мировые религии плюс местные реликты вроде учения толтеков или жрецов Гавайских островов не только подразумевают экономию растрат Праны-Ци, но и перенаправление их на активизацию духовных составляющих человеческого «Я». Это — очень важный момент, и давайте теперь вкратце рассмотрим, что происходит в процессах этого перенаправления жизненных энергий.
Сейчас же, занимающиеся по книгам Кастанеды и практикующие упражнения Мантэка Чиа обычно не распознают этот момент. Тем более, что первый вывод, который можно сделать из этих книг состоит в том, что накопление избыточных по сравнению с обычным человеком количеств Праны-Ци уже автоматически ведет к пробуждению духовного видения и духовному росту.
Итак, повторю: одно дело — экономить расход жизненных энергий; другое дело — направить их на духовное совершенствование и достижение состояния Освобождения. А вот как это сделать есть уже отдельный вопрос, во многом сугубо индивидуальный. Его я предлагаю рассмотреть ниже, сначала с самых общих позиций, чтобы у всех читателей была возможность не только для размышлений, но и для конкретного выбора.
Как я уже сказал, практически все духовные учения предусматривают перенос энергий сознания вверх, и это связано с одной типичной ошибкой, которая свойственна большому числу занимающихся из большинства духовных традиций. Эта ошибка на языке Эзотерической Доктрины называется «атрофией». Что это такое? — не подкрепленное «снизу» смещение точки самоосознавания и жизненных энергий вверх, так что низшие тела испытывают недоразвитие и преждевременно дезактивируются. На практике это выражается в одном или нескольких сразу частных процессах:
— в преждевременном отказе поддерживать Плотное тело в здоровом состоянии; практикующий словно волочит за собою Плотное тело подобно ненужной консервной банке, более или менее терпеливо ожидая, когда оно умрет, а он попадет в Царствие Небесное;
— в явлениях ментализма, когда человек полностью сместился в своем мировосприятии в область умственных конструкций и преждевременно «отключился» от анализа событий внизу, в этом повседневном мире. Тогда грубоматериальная трехмерная реальность заменяется умственными представлениями об этой реальности, и человек начинает грезить наяву.
— в постоянных иллюзиях о самом себе: занимающийся то воображает себя уже достигшим просветления, великим йогином и т. д., то есть начинает двигаться по направлению к психическому расстройству и маниакально-депрессивному психозу…
Как избавиться от таких опасностей? — Здесь есть несколько возможных вариантов, и я укажу пока лишь один общий момент: многие восточные практики, от даосских оздоровительных гимнастик до буддийских упражнений предусматривают специальные упражнения по осознанному контролю более или менее сложных движений. Даже Раджниш (он же — Ошо) все время повторял — «Осознавайте ваши движения»! К чему это все ведет? — к тому, что сознание расширяется, а не просто переносится вверх, в область ментальных конструкций. И это расширение сознание практически означает осознавание как самых низших животных импульсов, так и проявлений духовного Разума. В первом случае занимающийся нарабатывает способности переносить сознание вниз, т. е. полностью контролировать повседневную глупость; второй же аспект связан с введением в сферу умственной осознанности и явлений духовного мира. Тем самым ученик действительно нарабатывает расширение сознания — не за счет только книжной осведомленности, но за счет способностей контролировать низшие импульсы животной природы, развивая одновременно свойства Атмы как Наблюдателя. Или точнее укрепляя позиции Атмы как Наблюдающего за Наблюдателем — поскольку душевные тела также обладают собственным сознанием и способностями к наблюдению за Плотным телом, а ученик еще очень долго отождествляет свое «Я» с душевными оболочками.
Путь мистика и путь оккультиста. Дон Хуан неоднократно повторял, что существуют тысяча, даже миллион возможных методов духовного развития, и мы здесь также вспомним дзэновский принцип, что каждый человек — сам для себя Путь.
Очень много разных недоумений и умственных проблем, связанных с выбором возможного Пути, устраняется, если иметь осведомленность о существовании двух совершенно разных поначалу магистральных дорог — пути мистика и пути оккультиста.
Подвижник из числа мистиков полностью полагается на великодушие Божества, персонифицированного в той или иной форме(Иисуса, Кришны, Кали или Дурги), которая защитит его и даст все необходимое. Он переносит все свои энергии на избранную им форму Божества: именно этой трансцендентной форме он доверяет все свои радости и печали, именно на нее уповает и служит ей. Это — путь мистика.
Путь же оккультиста подобен аптекарю, который точно отвешивающего нужные доли нужных лекарств безо всяких сентиментальностей. Разнообразнейшие механистические практики йоги, даосского ци-гун и т. п. — все они относятся к этой второй категории. Сюда же относится и путь толтеков.
Более детальные сведения о двух этих путях приводит махатма Джуал Кхул в «Письмах об оккультной медитации» Алисы Бейли [n.147–150]:
«В нашей солнечной системе — системе любви в действии — путь наименьшего сопротивления для большинства это путь мистика или путь любви и преданности. В следующей солнечной системе путем наименьшего сопротивления будет тот, под которым мы сейчас понимаем оккультный путь…
Мистик имеет дело с развивающейся жизнью, оккультист — с формой.
Мистик имеет дело с Богом внутри, оккультист — Богом во внешнем проявлении.
Мистик работает о центра к периферии, оккультист — наоборот.
Мистик восходит благодаря устремленности и сильнейшей преданности внутреннему Богу или тому Учителю, Которого он признает; оккультист достигает благодаря осознанию закона в действии, благодаря проведению закона, который связывает материю и оформляет ее сообразно нуждам внутренней жизни…
Мистик работает на Лучах Любви, Гармонии и Преданности или на путях второго, четвертого и шестого лучей. Оккультист работает на Лучах Могущества, Активности и Церемониального Закона или на первом, третьем и седьмом. Оба ряда соединяются и сливаются благодаря развитию ума или в пято? Луче Конкретного Знания (фрагменте космического познания), и на пятом луче мистик превращается в оккультиста и работает уже со всеми лучами.
Отыскивая царство Божие внутри себя и изучая законы собственного бытия, мистик становится уже знатоком законов, управляющих вселенной, частью которой он является. Оккультист признает царство Божие в природе или системе и считает себя малой частью этого большого целого…
Мистик, как правило, работает под надзором отдела Мирового Учителя или Христа, оккультистом же чаще руководит отдел Ману или Управителя, но когда оба приходят через четыре малых луча в отдел Владыки Цивилизации, это может означать завершение их развития, и мистик становится оккультистом, а оккультист включает в себя черты мистика. Поясним для большего понимания: после посвящения мистик превращается в оккультиста..; ему приходится работать с материей, манипулируя ею и используя ее, он обязан овладеть всеми низшими формами проявления, взять их под контроль и усвоить правила, по которым работают дэвы-строители…
Мистик старается выйти с эмоционального (т. е. Астрального — автор) плана на интуитивный (т. е. Буддхический — Ю.К.), а оттуда к Монаде или Духу. Оккультист же с Физического плана выходит на Ментальный, а оттуда — к Атме или Духу. Один работает по линии ЛЮБВИ, другой — по линии ВОЛИ. Мистику не удается добиться цели своего бытия — проявлении любви в действии — пока он не скоординирует целое через посредство воли-познания. Поэтому ему приходится стать оккультистом.
Оккультист аналогично терпит неудачу и становится лишь эгоистическим выражением могущества, действующего через познание, пока для него не проясняется нацеленность этой воли и знания благодаря той живительной любви, которая и дает ему достаточный мотив для всего, что он предпринимает.»
Прошу извинить, если читатель не понял некоторых моментов — отрывок явно требует известной подготовки и некоторой исходной осведомленности. Я сам смог понять его лишь спустя несколько лет занятий.
Отмечу еще раз: слово «оккультист» обозначает отнюдь не средиземноморского мага или какого-то колдуна, как это до сих пор неправомерно считается. Слово «оккультист» и «оккультизм» соответственно являются синонимами и приверженца Эзотерического учения, причем приверженца-практика, а не на словах (как это характерно для многих теософов), и научно-обоснованного метода высшего Служения. Заинтересованные лица могут снова вернуться к данной цитате из Алисы Бейли после освоения несколько следующих разделов.
Формирование треугольников сил и перевертывание чакр. Различные «наставники», предлагающие вам «работать» с теми или иными психическими центрами (чакрами) или «открывать» те или иные чакры, сами не знают что творят, и в своем невежестве просто не отдают отчета в том, какие негативные последствия могут вызвать такие практики.
Опасности насильственного открывания, или интенсификации чакр механистическими методами сводятся к двум основным положениям:
1) вероятностью сжечь эфирные предохранительные мембраны, окутывающие в виде своего рода капсулы каждый психический центр. Повреждение или «прожигание» подобных мембран вызывает практически неизлечимые дисфункции, патологическую чувствительность и, как правило, сумасшествие.
2) нарушить взаимно скоординированную и упорядоченную в работе систему чакр. Здесь последствия могут быть едва ли не лучше, но человек чаще всего заболевает раньше, чем успеет привнести в себя еще более сильные разрушения.
Взаимная согласованность в работе чакр обусловлена в первую очередь существованием особых треугольников сил, или, как еще можно выразиться, упорядоченных векторов внутренней Силы, когда формируются группы психических центров, играющие доминирующую роль во всей человеческой ауре.
Наиболее примитивные по уровню развития части населения имеют резко выраженный треугольник сил под диафрагмой: Муладхара-чакра + Свадхистхана-чакра + Манипура-чакра. образуют вместе нечто вроде «тройственного союза», и этот треугольник управляет и связан с приземленными материалистическими интересами и низкой отзывчивостью обывателей к любым явлениям духовного мира… В их внутреннем аурическом государстве правят бал эти три главные правителя, и насильственное вмешательство в деятельность хотя бы одного психического центра из этой «троицы» неизбежно приводит к расбалансировке системы остальных внутренних энергетических связей. Человек неизбежно заболевает, и расшатанное здоровье служит здесь верным признаком или житейских излишеств или неправильной работы с чакрами грубыми механистическими методами.
Вектора силы этого нижнего треугольника из Муладхары + Манипуры + Свадхистханы направлены в некую центральную точку в пределах брюшной вибрационной полости, которая называется «центр Хара». Она локализуется примерно на 4,5 см вглубь и на 2,5 см ниже пупка… Одновременно, этот центр Хара есть астральная чакра, т. к. эта точка, если так можно выразиться, высвечивает на уровне Астрального тела особый психический центр более тонкого уровня.
Нижний треугольник сил свойственен наиболее примитивной части современного населения, тем, кого раньше в Индии называли шудрами, или наемному пролетариату. Грубые плотские радости, погоня за чувственными наслаждениями, сугубо материалистические жизненные ценности, водка и домино — вот, увы, их современные интересы.
Куда более высокий уровень творческой интеллигенции с благородными устремлениями и высокими жизненными мотивами знаменуется другим чакровым треугольником внутренних сил: из Манипуры + Анахаты + Вишуддха. Такие люди стараются согласовывать свою жизнь с высшими этическими ценностями, осознанно работают на благо всего общества, хотя могут и оставаться относительно невежественными в религиозно-духовной осведомленности.
У мистиков и религиозных подвижников вектор внутренней энергетики Эфирного, астрального и низших слоев Ментального тела смещается еще выше, и активность приобретают Анахата + Вишуддха + Аджна…
Наконец, у Посвященных тех или иных ступеней формируется и становится все более ярко выраженными силовые треугольники из верхних чакр, включая связанные с правым и левом глазом соответственные малые центры….
Итак, в ходе человеческой эволюции вектор внутренних сил смещается все выше и выше, чем способствует сознательное формирование высоких жизненных идеалов и высших гуманистических принципов в повседневной жизни.
В самом обобщенном виде имеем:
активность центров под диафрагмой — путь эволюции от человеко-животного до сознательного эстета из числа обывателей;
активность над-диафрагменных центров — путь ученичества;
активность головных центров — путь Посвященных.
При этом верхние чакры сначала постепенно раскрываются — от легкого энергетического «касания», до периодического включения, и от периодического открытия до постоянного функционирования… Формирование соответствующего треугольника силы начинается после определенного момента раскрытия верхних центров-чакр.
Одновременно происходит также процесс перевертывания нижних чакр, когда «лепестки», а точнее — вихревидные воронки Силы — испытывают переориентацию: после эволюционного этапа преимущественного нисхождения внутренних энергий сверху-вниз, начинают формироваться восходящие потоки, и эти вихри-»лепестки» начинают быть ориентированными соответствующим образом снизу-вверх. При этом, чем ниже располагается чакра, тем раньше в процессе эволюции она испытывает процесс своего «переворачивания».
Применительно к сексуальной сфере перевертывание Свадхистханы означает и связано с естественным состоянием полового воздержания… Свадхистхана-чакра естественно перевертывается первой, до Манипура-чакры, и над этим моментом имеет смысл помедитировать самостоятельно. Однако, в любом случае, насильственное задавливание сексуальных желаний без предварительного очищения эфирных меридианов и освоения методов трансформации половых энергий, может приводить лишь к болезням или психическим расстройствам. Так что и здесь, перед тем, как что-то делать напрямую, как говорится — «в лоб», надо сначала подумать и научиться…
Когда Свадхистхана-чакра перевернулась, занимающийся становится устойчивым в своем половом воздержании, и для него случайный плотский грех становится уже не источником радости, но скорее воспринимается как настоящая трагедия. Вспомним отца Сергия из одноименной повести Л. Н. Толстого. Следует сказать, что очень похожая история произошла и в Испании в 18-м веке…
Еще один аспект эволюции Монады и сопутствующего ее этапам состояний чакр — установление особых межчакровых связей и каналов «прямого доступа» у верхних психических центров. Хотя это есть только одна сторона процесса формирования треугольников внутренней Силы, о ней стоит еще немного сказать особо.
В монашеском христианстве искусством молитводелания не зря считается особая «сердечная молитва», или, как еще говорят, низведение ума в сердце. Цель этой практики состоит одновременно в:
а) достижении синхронной скоординированности вибраций Ментального и Астрального тела;
б) наработке способностей Буддхического тела (т. е. формирование духовного разума); и
в) образованию чакрового треугольника сил из Аджны (духовное прозрение) + Вишуддхи (интеллект) + Анахаты (духовный разум Буддхи)
Особенно утонченной рафинированности эта практика сердечной молитвы достигла в православном исихазме, широко известном, например, по книге «Откровенные рассказы странника».
Аналогичные, хотя и куда более древние, практики существуют в китайской даосской алхимии и, подобным же образом, в еврейской Каббале: это определенные медитативные визуализации световых шаров, когда из одного трансцендентного шара образуется вниз один или несколько других шаров. Надо полагать, именно из еврейской Каббалы возник магический ритуал Срединного Столпа, сейчас нередко практикующийся в современной ритуальной магии… Но в христианстве эти практики, скорее всего, были переоткрыты заново и независимым образом.
Так или иначе, все трансформационные изменения ауры в эволюции Монады, т. е. качественные превращения, отражаются вниз и вверх. Отражения вниз, т. е. изменения во внешнем человеческом поведении, выражаются в нескольких направлениях сразу: постепенно теряется интерес к грубым чувственным и плотским наслаждениям, начинается серьезное, порой доходящее до кризисов, переосмысление жизненных ценностей, формирование активной жизнеутверждающей позиции и Воли-к-Добру…
Отражения вверх — в Ментальное тело — связаны с изменением характера и стиля мышления… В биоэнергетическом плане, точка сборки все чаще и чаще начинает приближаться все ближе и ближе к особому месту, называемому у толтеков местом-без-жалости, а то, в свою очередь, связано с формированием несгибаемого намерения.
Когда точка сборки достигает места-без-жалости, человек сможет посмотреть на себя таким, какой он есть на самом деле, без прикрас и самообольщения. В этом случае Атма высвечивает свойства низшего-»я» в их подлинном виде, и тогда сместившаяся вверх область человеческого самоосознания, может увидеть всю греховность «эго»…
Человек тогда вопиет: «Я грешник, Господи! Я — великий грешник». Но, на самом деле, грешник — вовсе не он, и его высшее «Я» безгрешно, хотя и недоразвито… Дух не может быть грешен, а высшее-»Я» человека (Атма, или ядро Монады) и есть частица Духа. Просто Атма высветила всю греховность низшего-»я», или «эго», и, поскольку склонность человека отождествляться с желаниями и мыслями еще остается, вот он и считает себя великим грешником. Что ж, это не стоит осуждать — вполне закономерный объективный этап субъективных состояний сознания.
Место-без-жалости никоим образом не связано с безжалостностью человека к другим людям и не означает отсутствие Сострадания и Милосердия к ближним. Наоборот, оно позволяет человеку затем безжалостно искоренять свои собственные вредные наклонности еще до того, как они начали проявляться, выкорчевывать семена греха (папа-биджа, на санскрите) прежде чем они прорастут и пустят ядовитые корни…
Религиозный аскетизм и наложение на самого себя определенных добровольных обязательств, принятие обетов — но с ведома Наставника и после его благословения! — вот типичные результаты приближения точки сборки в область места-без-жалости. Оно-то затем и позволяет намерению перейти в новое качество непреклонного намерения.
В чисто техническом плане разные религиозные традиции и мистические школы по-разному осуществляют эти процессы. Большинство направлений, конечно, предусматривают постепенное и поэтапное восхождение ученика от уровня к уровню, Тогда как в линии новых видящих человека сначала несколько раз вводили в особые состояния на уровне смещений точки сборки вплоть до контролируемых сдвигов, а потом — постепенно соединяли воедино опыт левой и правой стороны. Тот, кто читал книги Кастанеды, легко поймет, о чем я говорю. Иными словами, в линии новых видящих доминируют качественные переходы, с количественными приближениями и как бы надстройками, и этот путь, конечно, намного опасней и безусловно требует рядом квалифицированного Нагваля как мастера высокого уровня.
Что ж, можно строить дом от фундамента, а можно начинать и с крыши…
Что такое «духовное развитие»? Этот вопрос следует осветить особо, потому что наибольшее число затруднений и временных тупиков в развитии связано у начинающих с пониманием этого центрального момента. Особенно опасны своей неверностью расхожие представления, будто духовное развитие — просто хорошее поведение, примерный образ жизни, т. е. когда путают результат духовного развития с процессом. Да и, кстати, святость, это не категория этики, морали и нравственности, но в первую очередь — качественно более высокий уровень бытия вследствие процессов духовного роста. Святость — это результат, итог осознавания Бога и духовной практики, а не вовсе метод.
Духовное развитие — это результат духовной практики (Садханы, в санскритских терминах). Эту банальность стоило сказать из-за того, что люди часто путают духовную практику и достигнутые результаты этой практики, средства и итоговый результат. Большинство н6ачинающих склонны считать, что само нахождение на правильному Пути уже означает автоматически хорошие результаты. Но … не тут то было, и вы сами можете в этом убедиться, сравнив приведенный ныне инвентарный перечень с вашими нынешними состояниями.
Вопрос о том, что такое «духовное развитие» очень часто сопоставим с одной классической притчей об Истине: в темной комнате несколько философов ухватились за слона и держат его. Один говорит, что слон — это хобот; другой утверждает, что слон — это нога, третий говорит, что слон подобен большой цистерне…
Все это справедливо не только к понятию Истины, но и к тому, что же такое «духовное развитие»?
Духовное развитие представляет собой многомерное космическое явление, включающее в себя множество различных аспектов одновременно. Если учесть многообразие возможных определений и аспектов духовного развития, мы получаем примерно следующий список, который в своей целостности и будет отвечать на вопрос — что такое «духовное развитие»?. Это:
— одухотворение и сознательная проработка практикующим всех аспектов повседневной жизни и собственных человеческих качеств (инвентаризация и постановка под сознательный контроль);
— обращение сознания и работы сознания вовнутрь, осуществляемое изо дня в день на протяжении всей длительности сознательного развития в Плотном теле;
— практическое познание невидимой Духовной Реальности;
— погружение всех областей сознания в Бога;
— перестройка всей аурической системы оболочек и тонкоматериальных органов, включающее в себя:
1) развитие тонких психических органов Эфирного и Астрального тела (чакр);
2) очищение («отмывка») ауры на всех уровнях четырех низших тел и перенос фокуса внимания с правой части кокона (аурического «яйца» на Ментальном плане) на левой;
3) накопление энергетического потенциала в тонких телах-оболочках Атмы (Искры Божьей);
4) развитие активности верхних чакр и формирование верхних треугольников Силы;
5) изменения в положении и характера движений точки сборки в аурическом коконе;
6) развитие способностей к синхронизации в деятельности различных слоев-оболочек Монады и органов — грубых и тонких;
7) появление новых тонких органов в сверхсознательных, или супраментальных, областях; например, органов астрального яснослышания;
8) изменение ориентации тонких психических и духовных токов энергий; «перевертывание» нижних чакр лепестками вверх; формирование новых восходящих путей и сублимация по ним сексуальных энергий;
9) «свертывание» внутрь более грубых энергий в область более тонких аурических слоев-оболочек;
10) появление способности к управляемому погружению «точки сборки» вовнутрь аурического «яйца»;
11) перевод квинтэссенции жизненного опыта в состав соответствующих Постоянных Атомов, или трансцендентация опыта овладения низшей материальностью;
12) последовательное слияние низших оболочек «снизу вверх», раскол и разрушение низших слоев-оболочек, особые процессы удаления ненужных отживших низших органов;
— наращивание способностей Монады путем развития соответствующих качеств (психических и духовных);
— все более полный контроль Атмы (Искры Божьей) своих низших оболочек-слоев и все более совершенное управление их состоянием; как частный аспект этого и обязательный промежуточный этап — прекращение внутреннего диалога и установление умственной тишины;
— преодоление низшего магнетического притяжения материальных объектов и планетарного тела и развитие непривязанности к низшей материальности, а в более общем виде — движение к полной духовной Свободе через развитие соответствующих качеств и накопление опыта;
— внутренние алхимические преобразования в аспекте слияния пяти Стихий (У-син, по-китайски или Панчабхута на санскрите);
— алхимические преобразования в аспекте синтеза противоположных начал Инь и Ян;
— алхимические преобразования в аспекте трансмутации внутренних огней — изменение вибрационных характеристик психических центров (больших и малых), активизация спирилл Постоянных Атомов;
— изменения количества накопленного в ходе сознательной эволюции опыта в качественные переходы на все более высокие вибрационные уровни состояния человеческого бытия;
— снискание благодати Духа Святого (Брахмана), Милости Бога и непосредственное созерцание Его трансцендентных космических игр (лилы Бога);
— проявление имманентно заложенной в человеке Славы Господней, свойств подлинной внутренней Божественной природы (Атмы, Татхагата-гарбхи — в разных терминологических обозначениях) человека еще при земной жизни; это — проявление необусловленной материальными факторами Любви, Сострадания, бескорыстного Милосердия;
— переход от обусловленности состояния сознания, зависимости его от низших составляющих ауры, к необусловленному чистому сознанию (чайтанья, на санскрите); сознание продвинутого йогина не зависит от того, что он сегодня утром съел или какие помехи в это сознание может вносить его окружение и общество;
— полный выход обусловленности всей жизни тремя гунами (вселенскими качествами) материальной Природы — тамас, раджа и саттва; продвинутый йогин находится выше природных компонентов и качеств;
— уничтожение предыдущей негативной Кармы; но само слово «уничтожение» здесь вовсе не означает какого-то механического разрушения или «отмывки» — более адекватно говорить о нивелировании, компенсации, преодолении, изживании, проработке накопленной ранее негативной Кармы;
— пробуждение внутренних сил Кундалини — свернутых тончайших энергий Божественной природы;
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: это пробуждение должно происходить автоматически, по мере духовного прогресса, и тогда оно будет естественным; искусственные подъемы насильственным (механистическим) образом не просто опасны, но чреваты нарушением целостности семеричного человека, повреждением душевных аурических оболочек и даже разрушением физического тела;
— полное преодоление в себе не только демонических, т. е. бого-противоборствующих, качеств («семя эйцехоре»), но и животных реакций и инстинктов;
— осознавание природы самого сознания, практическое постижение феномена сознания как содержания всех космических процессов (высший гнозис);
— служение Богу как форма космического существования, все более полное сознательное действование в составе Божественных Иерархий, будучи нераздельным от Воли Верховного Господа;
Перечисленные выше аспекты Садханы, психические и духовные явления и тонкоматериальные процессы происходят, как правило, одновременно, взаимодополнительным образом, от мелких количественных изменений в качественным перестройкам в состоянии ауры и состояния сознания.
Даже если отдельные термины или перечисленные аспекты показались вам малопонятными, ясно, так или иначе, что духовный Путь (или Садхану, на санскрите) нельзя сводить лишь к накоплению жизненных энергий Праны-Ци, как это часто утверждается в современном вульгарном «даосизме», или же к простому механистическому контролю физиологических функций или даже ментальных процессов (к чему, как правило, ее сводят современные западные наставники Йоги)…
Сравнение современных ортодоксально-религиозных конфессий с источниками биоэнергетической направленности — трактатами по энергетической йоге или даосской духовной алхимии — показывает две крайности, две общих искажающих тенденции, которые, в свою очередь, могут обеднять практику и даже делать ее ущербной.
В первом случае, мы совершенно четко видим стремления недалеких людей к подмене практической религиозности разговорами о нравственности, превращение живого духовного опыта в назидательную моралистику… Разглагольствования о принятии образа Христа, о правилах поведения в обществе иной раз выступают в роли высокого забора, за которым не увидишь истинного изначального содержимого того или иного религиозного учения. В общественных масштабах эта искажающая тенденция проявляется как религиозное лицемерие, «закваска фарисейская и саддукейская», вплоть до инквизиции, причем отнюдь не только в католицизме… В итоге религия превращается в некий духовный намордник, а Бог — в страшное пугало в преддверии вечных адских мук грешников или в источник вечной трансцендентной «халявы» для всех, кто принадлежит «истинной» вере…
Во втором случае, можно видеть подмену личностного прогресса, интеграции тела, ума и действий некими биоэнергетическими понятиями, когда прогресс сводится только к раскрытию чакр, подъему Кундалини, смещению точки сборки, формированию неизвестно какого намерения и т. д. Вместо того, чтобы проанализировать и раскрыть, как проще и эффективнее достичь чистоты помыслов и ежедневной жизни, как лучше интегрировать эмоции, мысли с качествами Духа (которые, собственно и представляют собой содержание любой духовной алхимии) занимающийся может тратить годы на попытки сместить неизвестно куда точку сборки, на формирование энергетических осей развивающегося «духовного зародыша», на непосредственное сплавление тонкоматериальных стихий… Наиболее вероятный итог подобных занятий проявляется или в психических расстройствах или в иллюзиях собственного развития, когда фантазии начинают подменять реальность…
В масштабах социума эта тенденция выражается в появлении особых тайных алхимических обществ, подпольных организаций, которые в редких случаях, но все же могут перерождаться в магические группы темной направленности.
В итоге религия превращается в некий набор фантазий для «примитивов», Бог — это некое высшее биоэнергетическое поле, абстрактное Нечто, и взывания к безликой ЭНЕРГИИ могут затмить последние остатки разума занимающегося …
Истина, как известно, лежит посредине этих крайностей. В наиболее общем виде ее можно сформулировать как религиозная практика, направленная на установление личностных взаимоотношений верующего с избранной формой Божества (т. е. Бхакти-йога в санскритских терминах), с учетом внутренних энергий Праны-Ци и силовых полей ауры — сначала через осведомленность занимающихся, а затем, по мере личностного прогресса, посредством осторожного развития духовного внутреннего видения и его проникновения во все более тонкие планы и уровни тонкой реальности (внутренней и внешней).
Связующим звеном, интегрирующим эти две крайности в единое целое, является практическая наработка качеств Любви, причем на всех уровнях семеричного человека:
— на Физическом плане — это довольно широкий круг явлений: ненасилие в любой форме (Ахимса), практическая помощь людям; это и любовь к собственному телу, выраженная в поддержании его в здоровом состоянии; это очищение Плотного и Эфирного тела для более полноценного дальнейшего развития и служения обществу…
— на Астральном плане — развитие положительных эмоций, умения видеть что-то хорошее даже в плохом, развитие благожелательности по отношению ко всем живым существам;
— на Ментальном плане — это проработка и анализ собственного поведения, каталогизация и составление инвентарного списка собственных слабостей и привязанностей, уяснение своего предназначения в этой жизни и индивидуальных особенностей Кармы;
— на Буддхическом плане — сознательное развитие способностей к духовному распознаванию, это сплавление положительных эмоций астрального тела с жизнеутверждающими принципами Буддхи (духовного разума)…
— на Атмическом уровне — это погружение в созерцание своей подлинной сущности как духовного «Я» и проявление этих качеств в повседневной жизни.
Как можно видеть, Любовь в своем расширенном многомерном проявлении имеет очень мало общего с сексуальными контактами, хотя отрицать и эту форму проявления Любви будет неверным и ущербным.
Все перечисленные аспекты выше моменты — это лишь стороны, грани единого процесса духовного восхождения (Садханы). Они часто выражаются по-разному, в разных терминах и понятиях в различных религиозных, шаманистических, теософских и иных системах.
Заранее прошу не упрекать меня в излишней сухости и научности приведенных формулировок. Мне надо было кратко свести воедино огромное множество разнообразных аспектов в максимально краткой форме. Каждая из названных здесь граней, сторон или аспектов может быть прекрасным объектом для долгого медитативного осмысления занимающимся, сообразно индивидуальному складу ума.
Человеческая Садхана — непрерывный процесс, начавшийся в незапамятный древности, миллиарды лет назад, и вечный в своей перспективе; поскольку Садхана — это эволюция Духа, она оказывается даже, в своей внутренней основе, вневременной. Ибо Атма, или частица Бога (Искра Божья), будучи качественно сродственной Верховному Господу, находится, как и Он, вне времени.
Параллельно стоит также как-то определить, что такое «самопознание». Самопознание — это одновременно и многомерный субъективный процесс и сложнейшее по структуре космическое явление, если смотреть на него объективно, с позиций Космоса в целом.
Строго говоря, дать определение самопознанию нельзя, поскольку оно выходит за пределы материального мира. Поэтому имеет смысл характеризовать самопознание как некий результирующий синтез, имеющий следующие аспекты, стороны или грани, порою совершенно разные, с учетом также и возможных «точек отсчета»:
1) обращение сознания вовнутрь, на исследование своих собственных человеческих качеств, сторон деятельности и аспектов самого себя;
2) перенос энергий внимания вовнутрь, с внешних объектов на внутренние;
3) переструктурирование части внутренней энергетики;
4) отслеживание состояния всех составляющих «я», отдельных сторон деятельности этого «я», насколько они находятся в возможностях сознательного исследования.
Основные моменты, связанные с разными аспектами эволюции и этапами трансформации ученика, я схематически суммировал в схеме, представленной на Рисунке 5.
Состояния повышенного осознавания. Обычно у человека активно только одно полушарие мозга, обычно левое, соединенное внутричерепным перекрестом с правой частью тела. Поэтому сознание низшего-«я», или тонналя, связано с правой частью тела, и ограничено преимущественно им. Более того, в процессе повседневной жизнедеятельности; да и вообще, используется около 4 % ресурсов головного мозга… Все вы знаете, что в сложнейших жизненных ситуациях человек способен проявлять чудеса сообразительности и уровень его умственных способностей вдруг резко возрастает. Поэтому все подобные случаи психологи могут считать состояниями повышенного осознания.
Но это не так, поскольку эти феномены связаны с резким возрастанием качества мышления как бы «по-горизонтали», главным образом в плоскости голого интеллекта. Хотя психологи приведут вам тысячи примеров вскрытия глубинных «подкорковых» связей и проникновения в подсознательные механизмы высшей нервной деятельности — здесь активность не выходит за пределы и рамки кама-манас-рупа, в терминах «Тайной Доктрины» Блаватской, или комплекса из Астрального тела + низшие слои Ментального тела. То есть по сути своей все тот же «инстинкт-рефлекс» дополняется эмоциональной окраской и логическими оболочками субстанции интеллекта. И не больше.
В итоге в диапазон интеллектуальной осознанности, фиксируемой памятью, входит лишь небольшой круг явлений. По мере проникновения сознания человека в собственную внутреннюю реальность его сознание высвечивает те стороны и явления, которые он раньше не замечал. Это сопровождается тем, что точка сборки смещается в медитативных «сеансах» самоуглубления в другие места аурического кокона.
Если смещения точки сборки не синхронизованы с Астральным, Эфирным и Плотным телом, то эти состояния сознания, не входящие в диапазон обычной интеллектуальной осознанности, уже не фиксируются обычной памяти, и человек впоследствии о них ничего не помнит.
Вообще, была выявлена шкала трансовых состояний — т. е. измененных состояний психики, обычно вследствие гипноза — по уровням интенсивности. При наиболее глубоких уровнях погружения человека в гипноз он ничего не помнил об этом. В итоге мы имеем как бы линию трансовых состояний, где сначала идут состояния «еще не осознаваемые» интеллектом, т. е. подсознательные животные реакции, «выключенные» из состояния умственной осознанности и осуществляющиеся автоматически. Это и есть область истинного подсознания, связанного с реакциями «инстинкт-рефлекс». Но справа находятся состояния, не осознаваемые обычно умом из-за слишком высокого уровня реакций, из-за своей сверхсознательности. Их можно считать состояниями «уже не осознаваемыми», и причислять их к подсознанию будет условностью, и строго говоря неправомерно. Критической здесь оказывается некая особая точка, или узкая область, пройдя за пределы которой человек уже ничего затем не помнит после своего возвращения в обычное свое состояние.
Сны, после которых вы ничего не можете вспомнить — классический пример подобных сверхсознательных и не запоминаемых явлений погружения сознания во внутренний мир. Они еще называются состояниями турийа, в терминах йоги на санскрите.
Система обучения самого Кастанеды основывалась на том, что нагваль погружал его в состояние повышенной осознанности, смещая диапазон осознанности вверх, но не производя при этом интеграцию с низшими проводниками в полном объеме… Кастанеда при этом встречался с людьми, говорил с ними, но …ничего об этом не мог вспомнить потом, прежде чем дон Хуан провел интеграцию сверхсознательных встреч с реальными встречами «наяву» в обычных условиях.
Итак, сначала дон Хуан приучал Кастанеду к состояниям сверхосознанности и к действиям в этом состоянии, а затем, спустя несколько лет, объединил эти две категории явлений.
Однако, характеризовать состояния повышенной осознанности только тем, что они не запоминаются — будет неправомерным и ошибочным. Все из-за тех же возможностей интеграции низшей и высшей полос осознания, ибо именно интеграция разных уровней сознания позволяет не только вводить в сферу осознанности области животных реакций, инстинктов и духовные явления, но и управлять смещением порогов своей полосы осознания.
Эти моменты стоит проанализировать чуть детальней. Четыре животных реакции — еда, оборона, сон и совокупление — по-прежнему доминируют не только в животном Царстве природы, но и в большей части современного человеческого. И более того, они принимаются обществом как основная ценность (!).
Способность же проявлять осознанную интеллектом духовность — эта уникальнейшая потенция человечества — чаще всего не реализуется. То есть: «зеркало» ума очень редко обращается вверх и отражает Божественные качества человека, имманентно ему присущие.
Люди даже не способны прозревать внутренние пространства своей собственной ауры, и предпочитают оставаться в иллюзорных состояниях, обманутые информацией от ограниченных органов чувств.
Человек, способный реализовать одновременную синхронную активность нескольких слоев-уровней Ментального тела в связи с духовным разумом Буддхического тела и Атмы, естественно входит в состояние повышенного осознавания Реальности.
Существует огромное множество самых разных состояний ума, психики и сознания в целом, которые можно классифицировать как состояния повышенного осознавания, и множество градаций по степени их выраженности. В индийских терминах о говорят иногда как о Самадхи (или сверхсознании), что может быть правильно и неправильно одновременно. Верно, поскольку то, что называется «Самадхи» может представлять собою весь спектр переходных состояний, непрерывную градационную шкалу. Неправильно, потому, что Самадхи, если следовать более строгим воззрениям, начинается лишь тогда, с такого уровня, когда исчезает ощущение тела (оно как бы вдруг «пропадает с радара ощущения самого себя»).
Более того, сами психологические деления сознания на уровни во многом условны: существует только одно единое сознание одного и того же живого существа. Иными словами, сознание едино. Однако, по мере своего эволюционного созревания, равно как и во время определенных духовных занятий, оно входит в многомерное состояние или проявляет качества многомерного своего состояния. Причем эта многомерность потенциально заложена в сознании любого человека изначально, как качества мультипотентной Атмы (Искры Божьей).
Поэтому, если смотреть с позиций Атмы, то все «тела» и уровни семеричного человека в значительной степени иллюзорны…
«Уровни внимания», рассматриваемые с уровней Атмы, так же условны, как и многое другое. Чем выше мы поднимаемся по лестнице или шкале мерностей одного и того же сознания, тем более условным оказывается это понятие.
Несмотря на относительную автономность развитого сознания, маневренность положений точки сборки и иные индивидуальные особенности, внимание ограничено все же формой; не прямо, но косвенно. Причем каждому состоянию формы семеричного человека будет соответствовать свой уровень внимания, или, что будет точнее, свой диапазон градаций внимания. Сознание же, взятое в своем чистом виде, есть явление сверх-форменное. Вот здесь-то и заключена вся трудность для понимания: вы можете себе представить что-то сверхформенное?
Человеческий интеллект с трудом может представить себе даже бесформенный аморфный хаос. [Причем часто путается в первичном недифференцированном Хаосе, как явлении первичном, и сатанинском хаосе как результате втоичной деградации]. Как же тогда человек может вообразить себе что-то, стоящее над Формой?
Напомню также, что с позиций внекосмического Маха-Вишну (отражением Верховного Господа как Кришны или Парамашивы) даже духовные планы вселенной материальны. Хотя, «яйца» или «пузыри» материальных вселенных, словно парящих в духовном океане Голоки, представить себе можно, но практическая медитация над этой картиной покажет, что она суть убогая модель в непостижимой всепронизывающей сверхмерности внекосмического духовного мира.
Теология индуизма, во многом скорректированная современным Аватаром — Шри Сатья Саи — выделяет 3 уровня Брахмана в порядке восхождения к состоянию сверхмерности (сверхтонкости):
Сагуна Сакара Брахман — Дух с формой и атрибутами
Сагуна Ниракара Брахман — Дух с атрибутами, но без формы
Ниргуна Ниракара Брахман — Дух без формы и без атрибутов.
Замените здесь слово «Дух» или «Брахман» на слово «Орел» — и вы тогда получаете дальнейшее развитие учения толтеков! Стоит также напомнить, что дон Хуан говорил Кастанеде, что сопоставление Высочайшего Непостижимого с Орлом ему лично не очень нравится. Что же касается североамериканских индейцев, то у них Великий Дух имеет лишь иконограмму в виде Орла, но это подобие, а вовсе не тождественность прослеживается совершенно четко. Тем более, что Великий Дух на севере Америки часто отождествлялся с вполне антропоморфным Маниту.
Так или иначе, существо, просветленное относительно своей подлинной духовной сути, обладает способностью полностью перенести уровни своего внимания, сплавив его с чистым сознанием (на санскрите — чайтанья), т. е. с сознанием Атмы.
Далее, одним из прогрессивных результатов развития первого внимания является чистота тела, совершенство телесной формы, рафинированность чувств и утонченность эстетических переживаний человека, отточенность и логичность его мышления. Широко известный принцип — «в человеке все должно быть совершенным» — увы, чаще всего неосознанно связывается именно с этой областью. Прогресс второго внимания связан как с глубиной погружения сознания в невидимые тонкие планы, так и прежде всего с чистотой помыслов и мыслей. Причем, более того, именно чистота психической и интеллектуальной сферы как раз и является залогом подлинного прогресса тонкости прозрений.
Что же касается третьего внимания, то оно само уже есть чистота, или реализованное сознание Духа…Но с этой областью, к сожалению, до сих пор связано немалое число разных спекуляций и откровенных профанаций. Поэтому я бы сказал только, что эта чистота неописуема в материальных терминах…
В заключение стоит также сказать, что многие ученики склонны преувеличивать значимость их откровений и необычных прозрений, называя сверхсознанием сравнительно небольшие успехи в расширении своего сознания. Но только опыт, дальнейший и сугубо личный практический опыт позволит им избавиться впоследствии от своих ограниченных заблуждений…
Вероятно, полезно будет поэтому знать результаты высшего уровня, показывающие, что такое «совершенное сознание». И я здесь процитирую Вималананду, индийского тантрика-агхори:
«Для того, чтобы быть действительно осознающим, необходимо одновременно знать, что происходит за тысячи миль отсюда сегодня, что могло происходить здесь несколько веков назад, что произойдет в каком-либо месте мира через много десятков лет и что происходит, происходило или будет происходить на других планах существования. А вы должны вести себя так, будто ничего этого не знаете. Вы должны просто сидеть и беседовать с другими людьми, продолжая играть отведенную вам Природой роль».