Балыкин Александр Иванович
соискатель кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности ГЦОЛИФК, Москва
Генеральный директор ООО АРС «Гармония»
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Преподаватель кафедры педагогика, соискатель кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности
Введение.
Термин творчество больше всего ассоциируется у людей с искусством, литературой и научно техническими изобретениями и в меньшей степени со спортом и физической культурой. Однако, в современном мире спорт стал занимать все большее положение в социальных взаимоотношениях, и особенно это проявляется в увеличивающейся ценности Олимпийского движения. Поэтому, на наш взгляд, проблема достижения на мировых соревнованиях лидирующих позиций без творчества его участников становится маловозможной, так как повышение мировых рекордов на соревнованиях требует раскрытия дополнительных ресурсов в тактических, стратегических, организационных, личностных и творческих компонентах деятельности его основных участников (тренера и спортсмена). В связи с этим темой нашего исследования стало творчество в спорте высших достижений, а именно развитие творческого потенциала тренера высокой квалификации.
Цель исследования заключалась в разработке содержания и системы психолого-педагогических принципов модульной программы, способствующей развитию творческого потенциала тренера высокой квалификации и внедрение ее в учебно-тренировочные сборы.
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования. Теоретические методы, такие как изучение и системный анализ научно-методической литературы по теориям творчества; анализ педагогических и психологических концептуальных положений в области теории творческого мышления, профессиональной деятельности; моделирование содержания и структуры модульной программы. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение; беседа; анкетирование; психологическое тестирование; педагогический эксперимент.
Существует ряд отечественных и зарубежных теоретических соображений по поводу понимания творческой деятельности, понятия «творчества», «творческого потенциала», «творческого мышления», изложенных в работах: Ананьева Б. Г. [1], Выготский Л.С. [3], Гилфорд Дж. [4], Дружинин В. Н. [6], Альтшуллер Г.С. [2], Пономарев Я.А. [9], и т.д.
Творчество в спорте в основном исследовалось в рамках профессиональной подготовки тренера: Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. [7], Пуни А.Ц., Рудик П.А. [10]; изучения его личности: Кузьмина Н.В., Никитина Е.Д. [9]; и определение успешности профессионалов тренеров и спортсменов в конкретных видах профессиональной деятельности: Деркач А.А., Исаев А.А. [5].
Используя системный подход для понимания сущности явления творчества в спорте, используя анализ педагогических и психологических концептуальных положений в области теории познания, творческого мышления, профессиональной деятельности можно подвести следующий итог. Творческий потенциал – это творческие способности тренера (дивергентное мышление); информационно-познавательная деятельность тренера в развитии творческого мышления воспитанников, при решении поставленных задач и возникающих проблем в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; способность организовать творческий процесс в учебно-тренировочной деятельности, коммуникативные способности тренера, проявляющиеся в эффективном взаимодействии с воспитанниками по достижению поставленной цели; самореализация тренера посредством достижений его спортсменов через управление учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью.
Организация исследования:
Для развития творческого потенциала тренера высокой квалификации в условиях учебно-тренировочного сбора была разработана модульная программа по развитию творческого потенциала тренера высокой квалификации, включающая в содержание следующие модули:
Модуль 1. Теоретическая часть – понятие творчество. Модуль раскрывает понятие творчество как деятельности по созданию нового, выделяет этапы процесса творчества, определяет методы развития креативности и творческого мышления.
Модуль 2. Методы развития творческого потенциала. Модуль знакомит тренеров с возможностью использования следующих методов в учебно-тренировочной деятельности: «метод проб и ошибок», «метод контрольных вопросов», «морфологический анализ», «метод синектика», «мозговой штурм», методом ТРИЗ-шанс (автор Г.С.Альршуллер)
Модуль 3. Способы развития организационных способностей тренера.
рис. 1 _____________
Модуль 4. Способы развития коммуникативных способностей: три стороны общения – обмен информацией, взаимодействие, восприятие, управление эмоциональными состояниями.
рис. 2 ____________
рис. 3 ___________
Модуль 5. Способы развития рефлексии и самопрезентации: роль маркетинговых исследований в улучшении спортивной деятельности тренера; презентация продуктов творческой деятельности в спорте; самопрезентация; создание благоприятных условий и отношений к результатам творческой деятельности в спорте.
Модульная программа проводилась в 2009-10 г.г. в условиях учебно-тренировочных сборов в двух федерациях: фехтование (сабля) и гребля на байдарках и каноэ. В педагогическом эксперименте присутствовали две группы: экспериментальная (тренерский состав молодежной сборной команды) и контрольная (тренерский состав основной сборной). Проведенная модульная программа дала возможность повлиять на повышение спортивных результатов спортсменов посредством развития творческого потенциала тренера. Результаты отражены графически на рис.1 и рис.2.
Рис. 4 Результаты выступления спортсменов молодежной и основной сборных по фехтованию (сабля) на чемпионате Европы.
Рис. 5 Результаты выступления спортсменов молодежной и основной сборных по гребли на байдарках и каноэ на чемпионате Европы.
Рис. 6 __________
Выводы.
Модульная программа развивает у тренера компетенции в виде профессиональноориентированных знаний, умений и навыков в области творчества, а также развивает творческое мышление, в виде способностей по улучшению организационных компонентов деятельности тренера и по развитию коммуникативных навыков – что составляет творческий потенциал личности тренера высокой квалификации, выраженный в увеличении завоеванных его спортсменами медалей на международных соревнованиях.
--------------------------------------
[b]Посмотреть видео доклада -[/b]
--------------------------------------
[b]Литература:[/b]
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
2. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Психология изобретательского творчества. - Вопросы психологии, 1956, № 6,с. 37-49.
3. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера // Собр. соч. - Т.6. - М., 1984. - с.321.
4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.
5. Деркач А .А., Исаев А.А . Творчество тренера. – М.: ФиС, 1982.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 1976. 173 с.
8. Никитина Е.Д. Конструктивная деятельность тренера : дис. ... канд. пед. наук; ГЦОЛИФК. - М., 1982. - 194 с.: табл. - Библиогр.: с. 162 - 182
9. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. С. 145.
10. Рудик П.А. Психология (спорт). Изд.3Б доп. и пераб. 1976. С. 240
---
С уважением,
Балыкин Александр Иванович