Условия развития личности
Отправлено 20 Февраль 2012 - 22:20
Таким образом, как указывает А. Н. Леонтьев, развитие психофизиологических функций ребенка закономерно связано с общим ходом развития его деятельности.
В отношении психологического определения личности мы встречаемся с большими противоречиями в науке. По поводу понятия личности высказывались различные взгляды и мнения в зависимости от того направления в своих основных воззрениях, которого держались различные психологические школы.
Некоторые из английских ассоционистов, например, Дж. Милл, понимают личность как ряд представлений, из которых все, от первого до последнего, ассоциативно сцеплены друг с другом и могут воспроизводиться памятью, образуя собою как бы один сознательный ряд. В связи с этим память и личность рассматриваются как различные явления одного и того же порядка.
По Дж. Джеймсу личность является также функцией памяти, но сущность личности сводится к тому, что каждая мысль является обладательницей содержания всех предшествовавших мыслей, причем, не зная самое себя, она в свою очередь будет узнана после своего отживания последующей мыслью.
По Б. Сидису, чистое «я», или личность, не представляет собою ряда мыслей, потому что несвязанный ряд не может образовать единства личности; также личность – не простой синтез проходящих мыслей, потому что в каждой пробегающей волне сознания могут существовать синтез или память, а личности все-таки не быть.
Центральный пункт «я» или личности заключается в том факте, что мысль осознается и критически контролируется в самом процессе мышления, в самый момент своего существования. Одним словом, только момент самосознания делает сознание личностью.
Другие авторы чрезмерно расширяют понятие личности, отождествляя с этим понятием все процессы психической деятельности. Например, профессор Я. А. Анфимов, говоря о личности, или «я», замечает, что к характеристике личности относятся все психические процессы, составляющие в целом наши умственные способности. Наше «я» не представляет собой отдельной сущности в психической жизни человека: это, вероятно, только особая функция сознания, формирующая сложную картину нашего душевного мира. Оно со строго психологической точки зрения есть частное явление в жизни сознания, которое может быть, а может и не быть. Психология личности по Анфимову включает в себя в практическом смысле все, что составляет ум человека, а в научном – все те сложнейшие процессы, которые рассматриваются в психологии в отделе познания, чувства и воли.
Другие авторы в личности видели нечто объединяющее и синтезирующее в психической жизни. По Ф. Джанету личность есть не что иное, как соединение в психической жизни индивида всего прошедшего, настоящего и предвидимого будущего. Такой вывод им сделан из анализа расчленения психических процессов при болезнях личности. С его точки зрения для фактов удвоения и утроения личности следует признать отличительной особенностью координацию психических процессов. Единство координации и отсутствие координации – две крайности, среди которых вращается личность.
Некоторые авторы, развивающие тот же взгляд, отличительными признаками личности признают наиболее полную гармонию, наивысший синтез и объединение и рассматривают саму личность как выражение гармонии и единства психических отправлений. Как указывает В. М. Бехтерев, кроме объединяющего начала, под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека. Кроме внутреннего объединения и координации, личность как понятие содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий. В этом определении наряду с субъективной стороной выдвигается и объективная сторона личности. Как утверждает В. М. Бехтерев, в вопросах психологических нельзя пользоваться одними субъективными определениями. Психическая жизнь есть не только ряд субъективных переживаний, она вместе с тем выражается всегда определенным рядом объективных явлений. В этих объективных явлениях, собственно, и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность. По Риботу реальная личность – это организм, и его высший представитель – мозг, заключающий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и деятельностью. В. М. Бехтерев утверждает, что личность с объективной точки зрения есть психический индивид со всеми его самобытными особенностями – индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям. Ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая его самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны. Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружающим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности можно говорить о слабо развитой или пассивной личности.
Личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру. (По материалам В. М. Бехтерева.)
Говоря о личности, подразумевают под ней уже состоявшуюся и сформированную личность самостоятельного человека. Но логично задуматься, когда же эта личность начинает формироваться.
Общепринято называть временем формирования личности возраст от 2 до 3 лет. С точки зрения поведения ребенка это вполне очевидно. Именно в этот период времени он начинает высказывать собственное мнение, отличное от мнения окружающих, пытаться проявить собственное «я». Однако разве можно говорить о том, что личность возникает спонтанно? Вполне очевидно, что для такого резкого проявления качеств, присущих цельной личности, необходим длительный процесс скрытого аккумулирования личностного потенциала.
Одним из главных источников получения информации, необходимой для формирования личности ребенка, является поведение и непосредственно личности людей, окружающих ребенка. Большое влияние на самооценку любого человека оказывает одобрение или неодобрение любых его действий. Личность детей, родители которых часто их хвалили, оберегали, любили, чьи развивается в наиболее сильную и самостоятельную личность, а дети, родители которых наказывали их, не уделяли им должного внимания, приобретают комплексы и страхи, получают неполноценное и некачественное развитие. И впоследствии отсутствие нормального общения с родителями приводит к отторжению человеком любого проявление внимания, он становится замкнутым и порой грубым.
После осознания себя как личности, отдельной от родителей, ребенок начинает проводить сравнение себя, своих качеств и качеств других людей, окружающих его, следствием чего становится стремление ребенка к выполнению требований, неосознанно предъявляемых к нему в первую очередь родителями. И в зависимости от успешности достижения этого уровня, у него возникает чувство уверенности, гордости в случае успеха, или же, наоборот, некоторая обида и замкнутость в случае неудачи.
При дальнейшем развитии личности ребенок он проходит несколько стадий, таких как резкое повышение самостоятельности и ухудшение поведения. Самостоятельность ребенка логична, так как он осознал себя, осознал свою независимость и пытается показать ее окружающим и любую попытку вмешаться воспринимает как посягательство на свою независимость. Непослушание в раннем возрасте вызвано обилием информации, которую ребенок стал понимать. Он готов к большим познаниям, чем ему разрешают родители, следствием чего становится ухудшение поведения, непослушание, так как для ребенка в большинстве случаев это единственно возможное проявление протеста.
Отправлено 25 Февраль 2012 - 07:11
One (20 Февраль 2012 - 22:20) писал:
Другие авторы чрезмерно расширяют понятие личности, отождествляя с этим понятием все процессы психической деятельности. Например, профессор Я. А. Анфимов, говоря о личности, или «я», замечает, что к характеристике личности относятся все психические процессы, составляющие в целом наши умственные способности. Наше «я» не представляет собой отдельной сущности в психической жизни человека: это, вероятно, только особая функция сознания, формирующая сложную картину нашего душевного мира. Оно со строго психологической точки зрения есть частное явление в жизни сознания, которое может быть, а может и не быть. Психология личности по Анфимову включает в себя в практическом смысле все, что составляет ум человека, а в научном – все те сложнейшие процессы, которые рассматриваются в психологии в отделе познания, чувства и воли.
Таким образом, никто не знает, что такое личность. Но если не определен предмет исследования, то о чем может идти речь? Бла-бла, иди туда - не знаю куда, возьми то - не знаю что. Личности, как таковой, нет и быть не может. Поскольку человек - сугубо социальное существо, то под ней следует понимать принадлежность индивидуума к социальным системам, которые проявляют свои потребности посредством этого индивида. Так, когда человек родился, он является элементом системы "мать", потому наряду со своими потребностями выражает потребности матери. Далее он становится элементом "семьи", далее "детского двора", "класса", "рабочей бригады", городского района, и т.д. И потребности каждой системы выражаются и составляют его личность. Поэтому столкновение личностей - это столкновение социальных систем, т.е. о какой-то особости индивидуума не может быть речи. А столкновение систем в самой личности приводит к неопределенности психоза. Поэтому, чтобы избежать психоза, индивидууму надо иметь представление о социальной иерархии, а еще лучше иметь иерархию жизненных ценностей, согласно которой устанавливает социальные приоритеты. Например, вам надо на работу, а в квартире прорвало водопровод - приходится выбирать, что важнее - интересы рабочего коллектива или интересы семьи. Или, вы депутат - интересы государства требуют одно, а народ - другое. Опять надо выбирать, что важнее. И при правильном выборе прослывете мудрой личностью. А если станете выполнять оба требования одновременно, то это приведет или к болезненному раздвоению личности, или станете болтуном и предателем и для государства, и для народа. Что и творится с нашими депутатами.
Но это схематически упрощенное представление о личности, в действительности все много сложнее, потому что человеческий социум сложная штука и всегда в динамике развития.
Отправлено 25 Февраль 2012 - 10:56
1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова);
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Отправлено 29 Декабрь 2012 - 11:59
One (25 Февраль 2012 - 10:56) писал:
1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова);
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Можно еще дать простое определине личности - это тот, кто осознает, что он есть.
Отправлено 30 Декабрь 2012 - 16:55
Сам себя определяешь, что Ты есть, это всего лишь понятие и определение Я.
Отправлено 30 Декабрь 2012 - 19:41
DUX (30 Декабрь 2012 - 16:55) писал:
Сам себя определяешь, что Ты есть, это всего лишь понятие и определение Я.
Это Вы кому пишите? Автору поста?
Не забывайте нажимать на выделение при ответе, чтобы формировалось выделение текста того, кому Вы отвечаете.
PS
Если Ваш ответ был мне, тогда вот мой ответ.
Прочитай внимательно статью (автор One) что такое личность вот тут -
Отправлено 31 Декабрь 2012 - 11:21
Дело в том, что правильные выводы можно сделать только методом сравнения, как сказал DUX, о процессах мышления. Так вот, что такое раздвоение личности - это осознание (ощущение и восприятие) в себе еще кого то другого. По этому личность это живой организм который осознает себя, осознает свои программы, осознает свое Я. Вот информация ДНК, подсознания и бессознательного формирует характеристики личность. Развития информации подсознания развивает личность.
Цитата
То есть, что такое личность. Вы пишите осознавать себя личностью. Мне кажется, что осознания всех программ организма, ее информации делает живой организм личностью. Могу ошибаться. Личность - это понятие сложное.
Отправлено 31 Декабрь 2012 - 13:43
rsd (31 Декабрь 2012 - 11:21) писал:
Предлагаю сначала согласоваться, так сказать согласиться с основными положениями в нашем общении. И первым согласованием будет: каждый высказывает лишь только свою точку зрения, которая априори является не полной. Из этого выходит следующее: в общении с другим надо быть благодарным другой точке зрения, т.к. она расширяет твою ограниченную точку зрения. Если мы согласовались в этом, тогда переходим к общению.
1. Правильные выводы могут быть относительно:
а) чьей то правильности (чужой субъективной реальности) - в этом случае тот, кто имеет свою правильность (не такую, как у того, кто обладает "правильной"), автоматически воспринимается как ненормальный, которого надо переделать в нормального (т.е. принявшего твою "правильную" точку зрения).
б) существующей общей материальной реальности - хотя и это достаточно спорно, т.к. еще 35 лет назад даже физики начали утверждать, что результаты эксперимента с элементарными частицами зависят от наблюдателя (т.е. наблюдатель меняет материальную реальность своим восприятием).
в) существующей своей субъективной реальности - в этом случае любоя мысль или опыт относительно своего создателя является правильной, вне зависимости от сравнения с чем-либо подобным в материальной или субъективной реальности.
Вывод - правильность всегда относительна наблюдателя, воспринимающего нечто, после чего он делает суждение о воспринятом.
2. В отношении раздвоения личности все не так просто. Сейчас уже не секрет, что существует не только физический мир (воспринимаемый объектно), но и иной мир, так сказать энергетический. Так вот раздвоение личности может быть еще и из-за того, что в одной форме действительно могут быть несколько существ (в религии их называют бесами и выгоняют вычитыванием, а в парапсихологии их растождествляют с телом клиента специальными техниками). Можно конечно сказать, что все это маразм, но ведь людям/клиентам то от этого становится действительно легче жить - а это и есть цель любой терапии.
3. Из моего понимания, я - этот тот, кто отождествляет себя с понятием "я", а поэтому "осознать свое Я" - невозможно, т.к. понятие "Я" есть лишь символ, созданный тем, кто это понятие создал и с ним же отождествился. Другое дело, если создатель понятия "я" стремится осознать себя как воспринимающего творца - это действительно интересное занятие. Да, и не может личность быть живым организмом (опять же, это моя точка зрения), потому что личность - это тот, кто осознает посредством восприятия и творения мыслей о воспринятом. Организм же, это биологический объект, так сказать сосуд для личности.
Вот удобная и практичная схема, как я вижу понятие "человек" (не забываем, что карта не есть территория, но любая карта позволяет лучше управлять территорией):
4. Подсознание - это лишь та область субъективной и материальной реальности, куда не проникло восприятие/внимание творца, называющего себя "Я". Из приведенной мною схемы видно, что для психики нет подсознания/бессознательного, которое возникает только для творца, т.к. он по какой-то причине не воспринимает эти области. Развивать же личность - вообще невозможно, потому что личность, это то же самое, что одежда на теле человека. Одежду можно только улучшать, а вот того, кто осознает (отождесвляясь с символом "я") - его можно развивать.
rsd (31 Декабрь 2012 - 11:21) писал:
Я писал "Можно еще дать простое определение личности - это тот, кто осознает, что он есть".
Ваша точка зрения исходит из тождествления себя с живым организмом (телом). Если Вы растождествитесь с телом, то осознаете (воспримите и поймете), что Вы - это не тело, и даже не мысль о самом себе ("Я"). В этот момент ты понимаешь, что личность - это набор прошлого опыта в виде образов и мыслезаключений, которые возникли в результате твоей жизни в биологических телах. Организм может быть без личности, как и личность может быть без живого организма.
В своей практике работы с клиентами (если они пришли для развития себя), я первоначально провожу упражнения по разделению, в котором творец растождествляется с телом, психикой, своими ощущениями и мыслями. После этого он может лучше разбирать причины беспокойств, а также более эффективно саморазвиваться.
Спасибо Вам за данную мне возможность расширить свое восприятие, высказав свою точку зрения.
---
С уважением,
Балыки Александр Иванович
Отправлено 31 Декабрь 2012 - 17:00
Согласен 100%.
Цитата
Они ее не меняют своим восприятием. Воспринимают ее такой, какой она есть. Но каждый распознает ее по своему, в зависимости того, что помнит.
Цитата
Один китаец мне объяснил это, что человек верит в то, что знает, помнит, понимает. Как говориться у каждого своя правда.
Цитата
Человек ощущает, воспринимает, осознает последствие нарушения причины и выглядит это как раздвоение, а может быть и разтроение. Симптомов много, нарушение ощущений, мышления и т.д.
Цитата
Не может быть такого, это последствия психических нарушений.
Цитата
В моем пониманием Я - это осознания себя как личности, как единицы, как целое. Если происходит нарушение осознания Я, (по неизвестным причинам), то целостность единицы теряется. Только Я имеет информацию (ДНК, подсознания, бессознательного). К примеру вы говорить Я (личность, единица, целое) хочу то (информация) что помню.
Схему трудно разобрать, и нету времени, желания.
В общем это мое понимание. Про Я сказал, про личность тоже.
Отправлено 31 Декабрь 2012 - 17:42
Отправлено 01 Январь 2013 - 03:37
Отправлено 01 Январь 2013 - 03:54
Отправлено 01 Январь 2013 - 04:23
Отправлено 01 Январь 2013 - 12:08
Я пользуюсь для осознания способностью наблюдать очевидно через практику действий. Например, кто сейчас пишет эти строки - я. А где ты находишься? и т.п.
Постараюсь сегодня или завтра выложить статью с видео, где показано упражнение по разделению, в котором "я" осознает, что оно не тело, не свой опыт, не личность, не мысль.
Отправлено 02 Январь 2013 - 12:44
Отправлено 02 Январь 2013 - 12:59
rsd (02 Январь 2013 - 12:44) писал:
Каждое разумное существо - должно быть психологом (и это нормально). Так что темы все Вами выложенные - очень важны.
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме