Эмоции занимают часть нашей жизни, они - нечто связанное с нашими чувствами. Мы видим вещи в соответствии с тем, что мы видим, затем у нас возникают чувства в соответствии с тем, что мы чувствуем, и, наконец, появляется намерение: что-то мы хотим ухватить, а от чего-то - отстраниться. Так мы создаём карму. Наше видение вещей зависит от накопленной кармы. Мы видим вещи, видим мир, и затем либо цепляемся за наши чувства, либо отвергаем их. Эмоции всегда являются частью нашей жизни, и нет пути избежать их, пока мы живём в этом мире. Но мы можем контролировать эмоции, мы должны регулировать их с помощью определённых рассуждений, и в этом случае мы сможем их использовать. Это как с электричеством, с энергией. Если мы знаем, как их регулировать, то это хорошо: это источник силы, энергии, уверенности. Но если они вне нашего контроля, если эмоции контролируют нас, тогда появляются все виды страдания. Такова природа эмоций.
В современном мире в особенности становится всё больше проблем, причиной которых являются эмоции - виной тому сегодняшний стиль жизни. Всё происходит слишком быстро. Люди передвигаются гораздо быстрее, чем раньше, они более мобильны, и существует слишком много соревновательности. На нас оказывает давление наша работа, стрессы, и, кроме того, слишком многие вещи отвлекают нас. Из-за этих отвлечений мы имеем меньше возможностей осознать страдание, в основе которого лежат эмоции. Мы очень сильно концентрируемся на нашей работе, а после работы в нашем распоряжении множество развлечений, которые захватывают наш ум. Мы не имеем шанса осознать проблему и нам на это не хватает времени, а так как у нас нет времени и шанса осознать проблему, то мы и не думаем о том, как её разрешить. И это происходит потому, что мы её не осознаём. Вот с каким серьёзным препятствием мы сталкиваемся сегодня, и всё из-за того, что существует слишком много всего отвлекающего: мы слишком заняты, у нас нет времени подумать о себе, - и наш ум постоянно смотрит наружу.
Будда говорил, что ум - господин всего, что ум - это главное, что он всё контролирует. Но и сам ум контролируется внешним миром. Например, если вы не видите вещи, то ваше сознание тоже не видит их. Или по-другому: нечто белое передо мной я могу видеть, так как я не слепой - и этот объект занимает мой ум. Если вы слышите звук, то он занимает ваш ум. На самом деле, все внешние объекты органов чувств контролируют ум, и когда у нас слишком много внешних отвлекающих факторов, наш ум перестаёт быть острым и мы не в состоянии понять проблему.
Как быть с проблемой? Решение всех проблем означает достижение счастья. И если вы знаете, как вести себя в данной ситуации, если вы знаете, как быть уравновешенным, вы можете достичь счастья. Я читал книгу, где приводится статистика Всемирной Организации Здравоохранения, и там говорится, что ежегодно в мире происходит около 300 000 убийств и около 80 000 самоубийств, причём это каким-то образом связано с определёнными местами на земном шаре. Например, в Финляндии кончают жизнь самоубийством примерно 30 человек из 100 000, в Греции же - только 3,5 из 100 000. Делаются всевозможные предположения и находятся разные причины. Некоторые думают, что это связано с солнечным светом - ведь на юге больше солнца, чем на севере. В других частях мира причиной самоубийств может быть безработица. Я думаю также, что это можно связать с геомагнитными волнами: например, в каждое новолуние и полнолуние умирает больше людей, в особенности больных. Для последних особенно велик риск умереть в один из этих двух дней, потому что частота волн колеблется от слишком высокой до слишком низкой. Конечно, об этом не упоминается в наших буддийских текстах. В них говорится только, что новолуние и полнолуние - время особенное и что в эти дни мы должны сосредоточить всё наше внимание на совершении позитивных вещей и отказе от негативных. Не говорится почему, не называются причины, но всё преподносится как факт. Сейчас мы знаем, что из-за слишком высоких или слишком низких магнитных колебаний Земли люди становятся недостаточно стабильными в эмоциональном плане - у них происходит больше перемен в настроении. В такое время больше шансов принять плохое решение. Велика вероятность того, что люди, которые постоянно находятся в депрессии, покончат жизнь самоубийством.
Но тогда почему в одних странах процент самоубийств высок, а в других - нет? Может быть, это связано с различиями в культурах? Например, в некоторых частях мира люди живут более независимо. Независимость - хорошая вещь, но и она имеет свои слабые стороны. Каждый становится сконцентрированным больше на себе - ослабевает чувство объединённости. В общине присутствует чувство семьи, заботы друг о друге, чувство жизни среди других людей. Люди связаны друг с другом и не ощущают одиночества, а если нет чувства одиночества, снижается риск самоубийства. И здесь я хочу особо выделить такие проявления, как забота друг о друге и чувство общности вместо переживания замкнутости на себе. Эти вещи очень важны.
Существуют разные эмоции - гнев, привязанность, зависть и т.д. В чём же их причины? Мы говорим о двух видах причин - внешних и внутренних. Внутренней причиной может быть страх. На самом деле, осознаём мы это или нет, в мире все испытывают страх, одни - в большей степени, другие - в меньшей. Страх, тревога, чувство потери контроля - всё это причины эмоциональных проблем. В действительности причина может быть небольшой, но мы смотрим на проблемы как на нечто очень большое и таким образом их раздуваем. И тогда нам кажется, что мы не сможем с ними справиться. Один из способов преодолеть это - смотреть на проблему как на небольшую, легко разрешимую, потому что, опять-таки, важен ум. Если мы приучаем наш ум рассматривать проблему как незначительную, мы имеем более позитивное видение, а когда у нас более позитивное видение, то появляется мужество работать с этим. И в этом начало успеха. Шантидева, великий индийский учёный и практик VII столетия, говорил, что существует два пути разрешения эмоциональных проблем.
Сначала подумайте, можно ли разрешить проблему. Если да, то необходимо посвятить ей время, не терять его зря, не беспокоиться - и разрешить проблему. Но если проблему решить невозможно, тогда к чему вообще тревожиться? Всё равно нет возможности её решить.
Это очень сильный метод, и я всегда о нём помню. Когда встречаешься с проблемой, лучше всего сначала подумать, можем мы её решить или нет. Большинство проблем создаются людьми, и ими же они могут быть решены. Когда я говорю ''людьми'', то имею в виду себя. Согласно буддийской философии, никто не может нанести нам вред, кроме нашего ума. Если мы получили знание, стараемся использовать его - тренируя наш ум, немного изменяя угол восприятия, - мы будем по-другому видеть мир. Потому что мы не все наши проблемы решаем, решая их, но мы решаем многие проблемы, не стараясь их решить. Возьмём к примеру страх смерти. Невозможно избежать смерти - это факт, это часть жизни. И если мы сопротивляемся, смерть становится источником страдания, потому что она является как раз тем, чего мы не можем изменить. И, как сказал Шантидева, если не можешь что-то изменить, значит, нет причины тревожиться. Мы просто должны понять, что смерть - это часть нашей жизни, часть нас самих, и потому перед тем, как её встретить, нам нужно научиться её встречать.
Внешние причины проблем обычно соотносятся с людьми, работой или нехваткой времени. Могут быть и другие. Когда я говорю ''люди'', то это обычно именно те, кого мы любим, потому что если человек нас не заботит, он не может нас раздражать. Следовательно, боль нам приносят наши родственники, друзья, любимые, коллеги. Это они, умышленно или нет, заставляют нас расстраиваться. С работой связано такое понятие, как стресс, а время - его может быть недостаточно. Эти три вещи вызывают у людей расстройство, а расстройство - первый шаг к злости.
Далее. Если у нас есть проблема, что лучше - реагировать или принимать меры? Одни просто реагируют, тогда как другие принимают меры. Реакция - плохой способ, потому что она нечто неконтролируемое, принятие же мер - всегда обоснованно. Вы находите основание для управления своими эмоциями. Реакция - это больше физический ответ, без логики, это больше импульс. Обычно он очень быстрый. Мы чувствуем, что это исходит отсюда (показывает на свой сердечный центр). Но если мы можем задержать реакцию на одну или несколько секунд, всё будет иначе. Реакция очень сильна в первые мгновения, но если мы научились её задерживать, используя любой из методов, то она "остывает". И тогда мы можем принять меры. Вот почему Шантидева говорил: ''Если вы разгневаны на человека, который употребил по отношению к вам грубые слова или даже ударил вас, практикуйте следующее - станьте деревом. Дерево неподвижно, оно не будет возвращать удар''. Злоба - это плохо, но ещё хуже, если вы сделаете или скажете в ответ что-то плохое. Если вы будете практиковать таким образом, у вас будет время, а когда у вас будет время, вы сможете остановиться и подумать. Недавно один тайваньский кхенпо сообщил мне, что у них там есть проблемы: некоторые люди разгневаны и мешают работе центра. Жалуясь на них, он сказал мне, что поразмышлял в течение некоторого времени, а затем написал письмо на три страницы. Но к тому моменту, когда письмо было закончено, он уже не хотел его посылать, потому что успел остыть. Реакция - это нечто пытающееся выйти наружу, и если мы даём ей время, она остывает.
Принятие мер не захватывает нас, как это бывает в случае с реакцией. Существует несколько методов. Один из них - невозмутимость ума. Нам просто нужно осознать наше ментальное состояние. Мы не должны думать, плохо или хорошо то, что с нами происходит, мы не должны стараться остановить это. Мы как шар, наполненный воздухом. Сам момент осознавания наполнен воздухом. Мы сразу же успокаиваемся, становимся пустыми. Если мы стараемся сказать себе, что гнев - это плохо, что мы не должны злиться, то это не работает. Поскольку мы изучаем буддизм, нам уже известно, что гнев - это плохо, но в тот самый непосредственный момент лучше всего будет просто осознать, что это гнев, - этого достаточно. Необходимо посмотреть внутрь себя, потому что когда мы говорим: ''Сейчас я в гневе, это - гнев'', когда мы указываем на гнев внутри себя - он остывает. Если же мы стараемся найти причины - ''Почему он ударил меня? Я его не ударял, он сделал это первым'', - то гнев будет только усиливаться. Внимательность, или осознавание, - лучший, непосредственный метод, и его можно применять не только в случае гнева.
В общем, для контроля и тренировки ума хорошо использовать и такой метод, как медитация. Это может быть медитация с дыханием, практика йоги или молитвы-пожелания к Бодхисаттвам, мы можем читать мантры или делать простирания, - всё это помогает. Но это помогает не непосредственно в тот момент, когда мы находимся в гневе, когда, возможно, нет даже желания читать мантру или обращаться к Бодхисаттвам.
Популярные темы на форумеd
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме