В основе теорий мотивации к росту лежит представление о том, что люди и животные мотивированы имеющейся потребностью в успешном взаимодействии с окружающей средой (Dember, Earl, 1957; Piaget, 1970; White, 1959). Смысл одного из базовых положений теории роста заключается в том, что люди не рождаются с уже полностью развитыми способностями. Для успешного протекания процессов адаптации и приспособления людям необходимо эти способности развивать. Во всех теориях роста заложена идея о том, что людям необходимо обрабатывать информацию и приобретать навыки — другими словами, развивать мастерство. Чтобы успешно взаимодействовать с окружающей средой, индивиду следует получить как можно больше информации о ней и максимально развить свои навыки.
Теории роста описывают механизм мотивации к росту и овладению мастерством как расхождение между тем, где нндивид находится в данный момент, и тем, где ему необходимо быть для того, чтобы адаптация к окружающей среде проходила успешно. Такое расхождение создает внутреннее напряжение. Дабы его ослабить, необходимо уменьшить имеющееся расхождение, развивая навыки и интеллектуальные способности. Напряжение — мотивационное понятие, отражающее идею о том, что умеренно негативное аффективное состояние связано с наличием расхождения, чем-то похожего на неприятные ощущения, вызываемые голодом или жаждой; и именно это негативное состояние мотивирует человека на совершение тех или иных действий. По мнению Пиаже, индивидам необходимо развивать когнитивные структуры, с помощью которых они смогут быстро и эффективно обрабатывать большие объемы информации. Термин когнитивная структура отражает идею о том, что способность к обработке информации зависит от уровня развития высших мыслительных процессов, например от умения мыслить категориально. Используя категории (такие, например, как пиво, фрукты, приют), люди утрачивают необходимость анализировать детали каждого встречающегося объекта, поэтому посредством использования уже существующих категорий нам удается обрабатывать информацию достаточно быстро. Конечно же, часть информации, относящейся к деталям, теряется, но зачастую это совсем неважно. Мнения теоретиков, занимающихся проблемой роста, сходятся в следующем: животные воспроизводят исследовательское поведение по той причине, что окружающая среда является для них источником новизны. Эта новизна создает расхождение, которое, в свою очередь, создает напряжение. Для того чтобы ослабить это напряжение, животные вынуждены исследовать окружающую среду и обрабатывать всю содержащуюся в ней информацию. Когда окружающая среда уже не содержит элементов новизны, напряжение постепенно ослабевает и воспроизведение исследовательского поведения прекращается. Некоторые теоретики выдвигали гипотезу о том, что животное чувствует себя максимально хорошо, когда имеется оптимальный уровень объема поступающей информации, нуждающейся в обработке (Berlyne, 1990). Если окружающая среда не обеспечивает требуемого объема стимуляции, животному придется обратиться к поиску новой окружающей среды, которая сможет удовлетворить его потребность в соответствующей стимуляции.
Идея о напряжениях чем-то напоминает концепцию влечений (драйва), разработанную Халлом. Подобно влечениям, напряжения невозможно игнорировать, ие замечать. Они мотивируют организм на совершение действий, которые позволят ему вернуться в состояние, свободное от напряжений. Если есть мотивация к росту, данные напряжения могут быть уменьшены лишь тогда, когда человек развивает навыки или когнитивные структуры, позволяющие ему вступать в эффективные взаимодействия с окружающей средой.
Между теоретиками, занимающимися проблемой роста, нет согласия по вопросу о том, какие механизмы — избегания или достижения — лучше объясняют мотивацию к росту. Многие из них считают, что мотивацию создает расхождение между требованиями, выдвигаемыми окружающей средой, и возможностями человека (определяемыми имеющимися у него знаниями или навыками). Но при этом расхождения могут восприниматься либо как основа для решения сложной задачи (состояние достижения), либо как источник напряжения (состояние избегания). Данные постоянно проводимых исследований свидетельствуют о том, что одни люди реагируют на расхождение как на сложную задачу, требующую решения (мотивация достижения), а другие — как на угрозу (мотивация избегания). На основе этих фактов теоретики проводят различие между людьми, ориентированными на овладение мастерством, и людьми, занимающими эго-ориентированную позицию (Nicholls, 1984). Как оказывается, такое разделение людей на две категории влечет за собой серьезные последствия, позволяющие значительно продвинуться в плане объяснения разброса индивидуальных реакций на одну и ту же ситуацию.
Почему же мы так по-разному реагируем на одни и те же ситуации? Было выдвинуто предположение о том, что есть люди, которые занимают позицию, ориентированную на овладение мастерством; это означает, что ими движет стремление узнать как можно больше об окружающей среде, в которой они живут. Данные проведенных исследований свидетельствуют, что, по-видимому, такая позиция характерна для тех, кто имеет дело с поддерживающей/безопасной окружающей средой. Но если возникает обратная ситуация, когда нам постоянно что-то угрожает, то чаще всего это приводит к абсолютно другой позиции — эго-ориентиро- ваниой. Если человек занимает такую позицию, то в широком смысле это означает: он стремится к овладению знаниями лишь о том, что в данный момент им используется или что важно для его выживания. Такие люди по сравнению с людьми, занимающими позицию, ориентированную на овладение мастерством, формируют более узкие или ограниченные представления о мире. Ученые предположили, что человек занимает подобную позицию, если ему приходится иметь дело с окружающей средой, несущей в себе угрозу.
Некоторые теоретики считают, что сам по себе фактор окружающей среды не обязательно является причиной имеющихся индивидуальных различий; более того, основа данных различий закладывается генетически, т. е. получается, что одни люди рождаются с предрасположенностью к позиции, ориентированной на овладение мастерством, а другие — с предрасположенностью к эго-ориентированной позиции. Соответственно генетические особенности создают предрасположенность, определяющую, будет ли человек реагировать на окружающую среду как на нечто благоприятное/безопасное или как на нечто, несущее в себе угрозу. Есть также теоретики, полагающие, что наши реакции обусловливаются тем, как мы обозначаем наши переживания.
Популярные темы на форумеd
- International Business - отзывы клиентов о компании
- Репатриация в Румынию
- Отзывы клиентов о компании Trust Group
- Что такое интуиция - обсуждение
- Отзывы о EU.RO Group (rumunia.ru, rumunia.com.ua)
- Как освоиться после переезда в новую страну
- Форум клиентов компании Romanesc
- Стоит ли ехать учиться за границу
- Компания Aristipp - отзывы клиентов на форуме