Термин «психология» произошел от греческих слов psyche – душа, и logos – учение, наука. Мнения историков о том, кто первым предложил использовать это слово, расходятся. Одни считают его автором немецкого богослова и педагога Ф. Меланхтона (1497–1560), другие – немецкого философа Х. Вольфа (1679–1754). В своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732–1734 гг., он впервые ввел в философский язык термин «психология».
Психология – парадоксальная наука, и вот почему. Во-первых, в ней разбираются и те, кто занимается ею вплотную, и все остальное человечество. Доступность многих психических явлений непосредственному восприятию, их «открытость» для человека часто создают у неспециалистов иллюзию того, что для анализа этих явлений специальные научные методы излишни. Кажется, что разобраться в собственных мыслях каждый человек может сам. Но это не всегда так. Мы знаем себя иначе, чем других людей, но иначе – не значит лучше. Очень часто можно видеть, что человек – вовсе не то, что он сам о себе думает.
Во-вторых, психология – и древняя, и молодая наука одновременно. Возраст психологии чуть перевалил за одно столетие, истоки же ее теряются в глубине веков. Видный немецкий психолог конца XIX – начала ХХ в. Г. Эббингауз (1850–1909) сумел сказать о развитии психологии максимально кратко, почти в форме афоризма: у психологии огромная предыстория и очень короткая история.
Длительное время психология считалась философской (и богословской) дисциплиной. Иногда она фигурировала под другими названиями: была и «ментальной философией», и «душесловием», и «пневматологией», и «метафизической психологией», и «эмпирической психологией» и т. п. Как самостоятельная наука психология сложилась только чуть больше ста лет назад – в последней четверти XIX в., когда произошли декларативный отход от философии, сближение с естественными науками и организация собственного лабораторного эксперимента. История психологии до того момента, когда она стала самостоятельной экспериментальной наукой, не совпадает с эволюцией философских учений о душе.
Отрасли психологии
Психология – весьма развернутая отрасль знаний, включающая ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Выделяют фундаментальные, базовые отрасли психологии, которые имеют общее значение для понимания и объяснения поведения всех людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются, и прикладные, специальные, исследующие психологию людей, занятых какой-либо конкретной деятельностью.
Еще не так давно структуру психологической науки можно было описать, перечислив в нескольких строчках ее основные разделы. Но теперь модель становления и развития, структуры и взаимодействия различных отраслей психологической науки, число которых приближается к 100, уже нельзя дать в линейном или двухмерном плане. Поэтому ее лучше изображать в виде могучего дерева – дерева психологических наук.
Переходом корней в ствол (комель) психологической науки служит история психологии. Выше лежит основной ствол общей психологии. От него отходит ветвь сравнительной психологии. Она в свою очередь разветвляется на два ствола: индивидуальной и социальной психологии, конечные ветви которых частично не только переплетаются, но и срастаются так же, как и вершины этих двух стволов.
Ниже других от ствола индивидуальной психологии отходят ветви психофизики и психофизиологии. Несколько выше их, со стороны тыла, начинается ствол медицинской психологии с дефектопсихологией, разветвляющейся на олигофрено-, сурдо– и тифлопсихологию; она ответвляется с тыльной стороны потому, что патология – отклонение от нормы. Выше располагается возрастная психология, разветвляющаяся на детскую психологию, психологию юношеского возраста и геронтопсихологию. Еще выше этот ствол становится дифференциальной психологией. Почти от ее основания отходит ветвь психодиагностики с психопрогностикой. Кончается ствол индивидуальной психологии двумя вершинами: психологией индивидуального творчества и психологией личности, причем ветви, отходящие от обоих этих стволов, срастаются с ветвями, отходящими от вершины ствола социальной психологии.
Психика и сознание
Если психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективного мира, то сознание – высший, качественно новый уровень развития психики, свойственный только человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный формами общественно-исторической деятельности людей.
Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1889–1960) важнейшими атрибутами психики считал переживания (эмоции, чувства, потребности), познание (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление), свойственные как человеку, так и позвоночным животным, и отношение, присущее только человеку. Отсюда можно сделать вывод, что сознание есть только у человека, психика – у позвоночных животных, имеющих кору головного мозга, а у насекомых, как и у всей ветви беспозвоночных животных, как и у растений, психики нет.
Сознание имеет общественно-исторический характер. Оно возникло в результате перехода человека к трудовой деятельности. Поскольку человек – существо социальное, на его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым и принадлежит решающая роль.
Животное отражает только те явления или их стороны, которые отвечают их биологическим потребностям, а человек, подчиняясь высоким общественным требованиям, зачастую действует в ущерб собственным интересам, а иногда и жизни. Действия и поступки человека подчинены специфически человеческим потребностям и интересам, т. е. побуждаются социальными, а не биологическими потребностями.
Человек как субъект жизни
Целостное понимание человека – как индивида и личности, субъекта деятельности и индивидуальности – предполагает понимание того, как человек реализует себя в конкретных условиях своего существования, как складывается его жизненный путь и жизнь в целом.
Меняются времена, и вместе с ними меняется человек. История человеческого общества – это постоянный процесс развития и усиления человеческой индивидуальности. Антрополог М. Мид выделяла несколько типов культур в истории развития общества. Для ранних, традиционных культур были характерны медленные, постепенные изменения, фактически мало ощутимые на протяжении жизни одного человека и даже одного поколения. Жизнь строилась «по законам дедов» – традиции, сложившийся мир ценностей, общественные стандарты являлись основными регуляторами индивидуальной жизни человека. Собственный выбор и личные возможности построения своей судьбы были весьма ограничены, потому что «ответы на вопросы: „Кто я? Какова суть моей жизни как представителя моей культуры? Как я должен говорить, двигаться, есть, спать, любить, зарабатывать себе на жизнь, встречать смерть?“ – считаются предрешенными» (Мид).
Постепенно темпы исторических изменений нарастают, и жить «по законам дедов» уже невозможно. Время, социальная и культурная ситуации становятся столь ощутимо другими, что постепенно теряют смысл не только образцы прошлого, но и сравнение с ними. Однако еще можно жить «по законам отцов», разрыва поколений не происходит, и сохраняются механизмы передачи культуры от старших к младшим. Во многом еще сохраняется и зависимость человека от принадлежности его родителей и его самого к определенному социальному слою, который определяет основные способы бытия человека – род деятельности, образ жизни, повседневные занятия и т. д. Если человек стремился выйти за пределы «своего мира», то это фактически требовало разрыва с моделями жизни дедов и отцов и поиска новых моделей поведения.
Однако нарастающее увеличение скорости исторических изменений постепенно приводит к тому, что уже и опыт отцов перестает быть социокультурной моделью или хотя бы образцом сравнения для их детей. Характерным для нового времени становится не только разрушение традиционного общества с его жесткими правилами, установленными для разных социальных слоев, не только уменьшение силы обычая или культурной нормы, но прежде всего – кардинальная замена внешних, общественных, групповых регуляторов жизни человека его внутренним, индивидуальным выбором. Замена внешних регуляторов внутренними создает новый способ взаимоотношений человека с пространством его жизни – «освоение», «расширение» и «присвоение» этого пространства – и тем самым превращение окружающего мира в собственное жизненное пространство. Мир становится «своим». Внешняя предопределенность судьбы человека сменяется необходимостью самостоятельно принимать жизненно важные решения и отвечать за них.
Значение этих перемен легко осознается в свете изменений, происшедших в нашей стране в последнее время, которые привели к ослаблению внешних регуляторов и, соответственно, к обострению многих личных проблем каждого человека: это проблемы собственного выбора, построения собственной жизни, поиска ответов на сложнейшие вопросы.
Навигация
Он-лайн
0 пользователей и 20 гостей
Последние записи блога
-
Деньги – Зло – Деньги – Добро
Осознание 05 Ноя 2018 09:43
-
Прошлое – Убивает Будущее
Осознание 28 Окт 2018 08:13
-
Случаи Из Практики
Осознание 30 Сен 2018 09:33
-
Игровые Роли Женщины
Осознание 16 Сен 2018 08:57
-
5 Фатальных Ошибок Психолога
Осознание 27 Июн 2018 21:19
Февраль 2019
П | В | С | Ч | П | С | В | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | 1 | 2 | 3 | ||||
![]() | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
![]() | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
![]() | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
![]() | 25 | 26 | 27 | 28 |
Последние темы
- Багажник На Велосипед автор RozaS
(Вчера, 21:05)
Дальше: 3 Комментарии: 0 - Надежный Магазин автор Lissa
(Вчера, 16:53)
Дальше: 1 Комментарии: 0 - Как Выбрать Хостинг-Провайдера автор KolesnikAS
(Вчера, 06:32)
Дальше: 1 Комментарии: 0 - Как Сменить Юридический Адрес автор KolesnikAS
(Вчера, 06:29)
Дальше: 1 Комментарии: 0 - Бесплатный Курс По Анонимности И Бе автор cyberyozh
(14 Фев 2019 19:38)
Дальше: 6 Комментарии: 0 - Інтернет В Домі автор Nikolll
(12 Фев 2019 20:00)
Дальше: 10 Комментарии: 0 - Нужен Хороший Сайт автор Pannochka
(12 Фев 2019 13:09)
Дальше: 35 Комментарии: 4 - Номер Телефона автор kat26
(10 Фев 2019 21:47)
Дальше: 13 Комментарии: 0 - Домашний Текстиль автор Grigorian
(10 Фев 2019 11:21)
Дальше: 25 Комментарии: 1 - Отель В Одессе автор Manyrova
(09 Фев 2019 19:53)
Дальше: 12 Комментарии: 1 - Клавиатура Для Ноутбука автор Barbariska
(08 Фев 2019 08:45)
Дальше: 24 Комментарии: 1 - Детская Одежда автор Grigorian
(05 Фев 2019 13:22)
Дальше: 30 Комментарии: 2 - Тв Онлайн автор KristiOn
(31 Янв 2019 21:34)
Дальше: 12 Комментарии: 0 - Настольные Лампы Для Школьников автор kirillovik
(30 Янв 2019 21:11)
Дальше: 28 Комментарии: 1 - Почему Люди Делают Ставки На Спорт? автор Katarina
(25 Янв 2019 10:49)
Дальше: 43 Комментарии: 2